(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видеосеминары и видеоконференции Открытая видеоконференция Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




Как избежать отказа в государственной регистрации некоммерческих организаций…
Во избежание заявителями типичных ошибок, допускаемых при подготовке документов для государственной регистрации некоммерческих организаций, корреспонденты «ВИП» попросили ответить на ряд вопросов исполняющего обязанности начальника отдела по делам некоммерческих организаций Управления Минюста России по Приморскому краю Марину Федоровну ГИРЕНКО (на фото).
 
- Как часто Управление Минюста принимает решения об отказах в государственной регистрации некоммерческих организаций?
 
- За прошедший 2012 год Управлением Минюста России по Приморскому краю было принято 681 решение о государственной регистрации некоммерческих организаций. Из них 132 решения об отказе в государственной регистрации.
 
- Какие основания, предусмотренные действующим законодательством, являются причинами отказа в государственной регистрации некоммерческой организации. По каким из них отказывают наиболее часто?
 
- В государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям:
- если её учредительные документы противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
- если раннее была зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
- если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
- если необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган;
- если выступившее в качестве учредителя лицо не может быть таким в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;
- если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации принято лицом, не уполномоченным на то законом и (или) учредительными документами организации.
Анализ отказов в принятии решения о государственной регистрации показал, что наиболее частые нарушения связаны с несоответствием уставов требованиям действующего законодательства.
 
- Какими нормативно-правовыми актами необходимо руководствоваться при подготовке учредительных документов для государственной регистрации некоммерческой организации?
 
- Для юридически грамотного составления устава некоммерческой организации необходимо руководствоваться федеральными законами «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях», которые являются общими для всех некоммерческих организаций. Так же деятельность некоммерческих организаций может определяться специальными законами, в зависимости от их организационно-правовых форм. Например, для общественной организации «Уссурийская Федерация тенниса» общим является закон «Об общественных объединениях», а специальным - закон «О физкультуре и спорте в Российской Федерации».
 
- Какие ошибки наиболее часто выявляются специалистами вашего Управления при проведении юридической экспертизы документов?
 
- Наиболее часто специалистами отдела устанавливаются случаи несоответствия устава некоммерческой организации требованиям, предусмотренными статьями 28 и 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а именно: заявитель не указывает срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений, а так же вопросы, относящиеся к исключительной компетенции высшего органа управления организацией.
Имеют место случаи, когда устав общественного объединения противоречит требованиям статей 20 и 28 Федерального закона «Об общественных объединениях», а именно: в нем не находят отражения такие положения вышеуказанных статей, как территория, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность, порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения, источники формирования имущества.
Что касается учредительных документов образовательных учреждений, то они зачастую противоречат положениям статьи 13 Федерального закона «Об образовании», которые в обязательном порядке необходимо отразить в уставе образовательной организации. Однако в представленных для государственной регистрации документах заявителем, как правило, упускаются сведения о продолжительности обучения на каждом этапе обучения; о наличии платных образовательных услуг; целях образовательного процесса, типах и видах реализуемых образовательных программ.
Уполномоченные лица региональных отделений политических партий во избежание принятия Управлением решений об отказе в государственной регистрации должны обратить внимание на статьи 18 и 31 Федерального закона «О политических партиях», в которых отражен закрытый перечень видов предпринимательской деятельности.
 
- Приведите, пожалуйста, наглядный пример отказа в государственной регистрации некоммерческой организации?
 
- Новый 2013 год для нашего отдела не стал исключением и начался с принятия решений об отказе в государственной регистрации некоммерческих организаций. Так, в начале января текущего года в предоставлении государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций отказано уже 3 организациям.
Одним из ярких примеров является принятое решение в отношении некоммерческого партнерства индивидуальных. Проведение правовой экспертизы представленного устава названной организации показало следующее.
Пунктом 3.2 устава партнерства предусмотрено, что для достижения уставных целей партнерство может осуществлять следующие виды деятельности: передача и распределение электроэнергии; передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии). В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, который является публичным. Договор теплоснабжения, а также договор оказания услуг по передаче тепловой энергии в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении» также являются публичными договорами.
В соответствие с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Более того, установлено несоответствие устава партнерства положениям статьи 19 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в соответствии с которой согласование ликвидационного баланса некоммерческой организации с каким-либо органом не предусмотрено. Однако, согласно уставу вышеуказанного партнерства, промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов либо принявшим решение о его ликвидации органом по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
В нарушение пунктов 1 и 2 статьи 20 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в соответствии с которыми при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. Однако уставом данного партнерства установлено, что при его ликвидации сохраняются права бывших членов на находящиеся в их собственности земельные участки и другое недвижимое имущество.
Следует отметить, что Управлением ежемесячно проводится анализ отказов в принятии решений о государственной регистрации некоммерческих организаций. Данную информации можно найти на официальном сайте Управления to25minjust.ru.

Фото предоставлено
пресс-службой Управления Минюста
по Приморскому краю.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 2 (256), февраль 2013 г.
 
Дата публикации: 11.02.2013 г.
 
26.02.2013