(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-семинары и видео-конференции Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Уточнен порядок выдачи паспорта гражданина России
С недавнего времени порядок выдачи паспорта гражданина Российской Федерации несколько изменился. Новый административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта был утвержден Приказом Федеральной миграционной службой России № 391 от 30 ноября 2012 года. Этот документ вступил в действие 18 июня 2013 года. 
О том, какие изменения внесены в порядок выдачи гражданских паспортов, корреспондентам ТВ-программы «Консультант: территория права» и газеты «ВИП» рассказала начальник отдела Управления ФМС России по Приморскому краю подполковник внутренней службы Ирина Вячеславовна АНДРЕЙЧЕНКО (на фото).
 
- Ирина Вячеславовна, для начала давайте напомним читателям, в каких случаях производится замена паспортов гражданина РФ?
 
- Замена паспорта производится в следующих случаях:
- при достижении гражданином 20-летнего возраста;
- при достижении им 45-летнего возраста;
- при изменении гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, сведений о дате (число, месяц, год) и (или) месте рождения;
- при изменении пола;
- при непригодности паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;
- при обнаружении неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей;
- изменения внешности.
 
- В какие сроки оформляется паспорт гражданина РФ?
 
- Паспорта выдаются гражданам в следующие сроки:
- в 10-дневный срок со дня принятия всех необходимых документов подразделениями в случае оформления паспорта по месту жительства;
- в 2-месячный срок со дня принятия всех необходимых документов подразделениями в случае оформления паспорта не по месту жительства, а также в связи с утратой (похищением) паспорта.
Выдача и замена паспортов гражданам, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации, осуществляется подразделениями по месту обращения таких граждан.
 
- Как документируются граждане, которые по состоянию здоровья не могут обратиться лично в миграционную службу или учётно-паспортный сектор по месту жительства для сдачи документов и получения паспорта?
 
- На граждан, которые в установленном порядке признаны недееспособными, документы на получение или замену паспортов представляют их законные представители.
Документы от граждан, не имеющих возможности по состоянию здоровья обратиться в подразделение, представляют родственники.
В необходимых случаях для приема документов от граждан, признанных недееспособными или не имеющих возможности по состоянию здоровья обратиться в подразделение, по их просьбе, просьбе законных представителей или родственников осуществляется выход (выезд) сотрудника, ответственного за прием документов, к месту жительства, месту пребывания или фактического проживания заявителя.
Для вручения паспорта гражданам, признанным недееспособными или не имеющими возможности по состоянию здоровья обратиться в подразделение, по их просьбе, просьбе законных представителей или родственников осуществляется выход (выезд) руководителя, к месту жительства, месту пребывания или фактического проживания заявителя.
 
- А какими должны быть действия граждан при утрате (краже) паспорта?
 
- При утрате (похищении) паспорта гражданин незамедлительно представляет в территориальное подразделение ФМС России письменное заявление, в котором указывается, где, когда и при каких обстоятельствах был утрачен (похищен) паспорт. Кроме того, подается  заявление о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, четыре личные фотографии установленного образца, документы, необходимые для проставления отметок в паспорте (военный билет, свидетельства о рождении детей в возрасте до 14 лет, документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства, свидетельство о регистрации брака, свидетельство о расторжении брака), а также квитанцию об уплате государственной пошлины. Кстати, размер госпошлины составляет 500 рублей.
При похищении (краже) паспорта гражданин обращается с заявлением в орган внутренних дел Российской Федерации, где ему выдаётся талон-уведомление о регистрации сообщения о происшествии в ОВД РФ.
 
- В новом административном регламенте по выдаче и замене общегражданских паспортов изменились требования к фотографии. Какие это новшества?
 
- Для получения паспорта гражданин должен предоставить две личные фотографии (идентичные и соответствующие возрасту заявителя на момент подачи заявления о выдаче или замене) паспорта в черно-белом или цветном исполнении размером 35 x 45 мм с четким изображением лица строго в анфас без головного убора. Размер изображения овала лица на фотографии должен занимать 70 - 80 процентов от размера фотографии. Расстояние от нижней точки подбородка до условной горизонтальной линии, проведенной через зрачки глаз должно составлять 12 (±1) мм. Межзрачковое расстояние должно составлять не менее 7 мм. Изображение на личной фотографии размещается таким образом, чтобы свободное от изображения верхнее поле над головой составляло 5 (±1) мм.
Допускается представление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, гражданами, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов. Изображение лица на фотографии должно быть в фокусе от кончика подбородка до линии волос и от носа до ушей.
Для граждан, постоянно носящих очки, обязательно фотографирование в очках. При этом на фотографии должны быть отчетливо видны глаза.
На фотографии человек изображается лицом к фотоаппарату и смотрящим прямо на него с нейтральным выражением и закрытым ртом. Фон должен быть белым, ровным, без полос, пятен и изображения посторонних предметов и теней. Глаза гражданина должны быть открытыми, а волосы не должны заслонять их. Фотографии в форменной одежде не принимаются.
В случае если с момента фотосъемки произошли существенные изменения внешности, использование данных фотографий не допускается.
При наличии технической возможности фотографирование и получение фотографий может быть произведено непосредственно в подразделении.
В случае подачи заявления о выдаче (замене) паспорта в форме электронного документа с использованием Единого портала фотография представляется также в электронной форме с разрешением не ниже 600 dpi в формате «jpg». Объем файла не должен превышать 300 килобайт.
 
- Получается, что изменения, касающиеся фотографий для паспорта, в основном затронут деятельность фотосалонов и фотоателье, сотрудники которых с ними прекрасно знакомы. Поэтому особого повода для беспокойства у граждан заказывающих фотографию для паспорта возникнуть не должно. Но ведь есть еще другие новшества. Например, касающиеся проставления отметок о регистрации или расторжении брака, в том числе за пределами Российской Федерации.
 
- Отметка о регистрации брака (расторжении брака) производится в паспорте при его выдаче и замене, а также в ранее выданном паспорте подразделениями по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения на основании свидетельства о заключении брака (расторжении брака), выданного органом ЗАГС на территории Российской Федерации. А также при предъявлении гражданином выданных уполномоченным органом иностранного государства и легализованных в установленном порядке документов о регистрации (расторжении) брака за пределами Российской Федерации.
 
- Помимо требований к фото и проставлению отметок, новый регламент обновил и формы документов, которые используются в процессе выдачи внутреннего паспорта. Какие это изменения?
 
- В связи с использованием при предоставлении государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), в Административный регламент добавлен исчерпывающий перечень документов, которые находятся в распоряжении иных государственных органов и организаций и которые заявитель вправе представить для получения государственной услуги.
Это:
- талон-уведомление о регистрации сообщения о происшествии;
- документы, удостоверяющие наличие гражданства Российской Федерации (вкладыш, выданный к свидетельству о рождении или паспорту гражданина СССР, свидетельство о рождении с проставленным штампом о наличии гражданства Российской Федерации, и другие) документы, удостоверяющие наличие гражданства Российской Федерации, которые определены;
- квитанцию об уплате государственной пошлины.
Указанные документы, заявитель вправе представить по собственной инициативе. Непредставление заявителем указанных документов не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
ФМС России (в пределах компетенции), территориальный орган или подразделение не вправе требовать от заявителя:
- представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
- представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
 
- Получается что документы, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, заявитель вправе представить только по собственной инициативе, а их непредставление не является причиной для отказа в оформлении паспорта. А каких случаях гражданину может быть отказано в предоставлении государственной услуге по замене или выдаче паспорта?
 
- Действительно, в регламент добавлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Так, основаниями для отказа в приеме документов являются:
- недостижение гражданином 14-летнего возраста;
- отсутствие или неполнота обязательных для указания сведений в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П;
- непредставление необходимых документов, указанных в пунктах 23 - 30.3 Административного регламента, в том числе реквизитов квитанции, подтверждающей уплату государственной пошлины (данное положение не распространяется на случай подачи заявления с использованием Единого портала).
- несоответствие представленных личных фотографий требованиям, предусмотренным пунктом 25 Административного регламента;
- представление гражданами документов, выполненных на иностранном языке и не имеющих соответствующего перевода на русский язык.
В случае подачи заявления о выдаче (замене) паспорта в форме электронного документа с использованием Единого портала, заявление к рассмотрению не принимается при:
- непредставлении фотографии в электронной форме;
- представлении заявителем фотографии в электронной форме, не соответствующей требованиям, установленным пунктом 25 Административного регламента;
- отсутствии или неполноте в заявлении обязательных сведений.
 
- Мы разобрались, в каких случаях заявителю на получение паспорта могут отказать в приеме документов. А что является основанием для отказа в выдаче или замене паспорта?
 
- В основания для отказа в выдаче паспорта внесены дополнения. Основаниями для отказа в выдаче (замене) паспорта являются:
- отсутствие у лица гражданства Российской Федерации;
- недостоверные сведения, указанные в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П (приложение N 1 к Административному регламенту);
- отсутствие сведений об уплате государственной пошлины, содержащихся в Государственной системе о государственных и муниципальных платежах.
Основанием для приостановления предоставления государственной услуги является неявка гражданина в течение 3 (трех) дней после его информирования о готовности паспорта, если заявление о выдаче (замене) паспорта подавалось через Единый портал. По истечении 30 (тридцати) дней с момента информирования гражданина о готовности паспорта заявление о выдаче (замене) паспорта, поданное в форме электронного документа, аннулируется и списывается в архив, о чем информируется заявитель посредством электронного сообщения с использованием Единого портала.
В данном случае для получения паспорта гражданин вправе подать новое заявление в форме электронного документа или обратиться непосредственно в территориальный орган.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 12 (266), июль 2013 г.
 
Дата публикации: 01.07.2013 г.
15.07.2013