(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-семинары и видео-конференции Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Закон о госзакупках: применяем правильно!
Один из самых обсуждаемых сегодня в стране документов – это Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ). Это и не удивительно. Вступивший в силу с 1 января 2014 года Закон № 44-ФЗ отменил действия Федерального закона № 94-ФЗ и теперь регулирует весь комплекс отношений между заказчиком и поставщиком товаров, услуг и работ для государственных и муниципальных нужд, а также нужд бюджетных учреждений начиная с этапа планирования закупок.
Вопросов о том, как правильно работать по новому закону, достаточно много, о чем свидетельствует наша редакционная почта. На некоторые из них мы попросили ответить заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю Дмитрия Евгеньевича АБРОСИМОВА (на фото).
 
- Каким образом создается комиссия по осуществлению закупок и определяется порядок ее работы?
 
- Порядок создания комиссии указан в ст. 39 Закона № 44-ФЗ. Как правило, заказчик издаёт либо один приказ о создании единой комиссии (с приложением состава комиссии и порядка её работы) на все закупки, либо под каждую закупку издаётся приказ о создании комиссии только на эту закупку.
Порядок работы комиссии, на наш взгляд, стоит детально расписывать только если у заказчика нет уверенности, что руководствуясь законом комиссия рассмотрит заявки, составит протокол и совершит прочие действия правильно. В иных случаях достаточно сослаться на нормы закона, однако желательно расписать компетенцию членов комиссии, в частности председателя и секретаря.
Количество членов комиссии – 3 человека для котировочной комиссии и комиссии по запросу предложений, в остальных случаях – 5 человек. Соответственно, состав единой комиссии не может быть менее 5 человек.
Закон устанавливает, что заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
По нашему мнению, это следует трактовать следующим образом:
- если у заказчика есть лица, прошедшие переподготовку или повышение квалификации (в том числе по Федеральному закону № 94-ФЗ – это образование действительно до 01.01.2016), то в первую очередь в состав комиссии включаются эти обученные лица;
- после обученных или вместо них (если у заказчика ни одного обученного нет) включаются лица со специальными познаниями к объекту закупки (например, при закупке оргтехники или услуг по её ремонту целесообразно включать в состав комиссии специалистов в сфере IT, системного администратора и т.д.);
- и в последнюю очередь в состав комиссии включаются иные лица (если состав в 3-5 человек ещё не набран).
 
- Каким образом привлекаются к осуществлению закупки специализированные организации и эксперты, а также экспертные организации?
 
- Указанные лица привлекаются на основе контракта (договора, если речь о бюджетном учреждении). Контракт заключается на общих основаниях Закона № 44-ФЗ, т.е. путём проведения конкурентных процедур или закупкой у единственного поставщика. В случае заключения безвозмездного договора (контракта), положения Закона № 44-ФЗ не применяются.
 
- Каким образом составляется техническое задание?
 
- Правила описания объекта закупки установлены ст. 33 Закона № 44-ФЗ. По общей практике сначала заказчик определяет товар, работу, услугу (ТРУ), которые ему необходимы. Затем формулирует требования к ТРУ, при этом, в случае закупки товара законом фактически запрещено указывать в документации товарные знаки, знаки обслуживания и подобные объекты интеллектуальных прав, кроме исключительных случаев, например, необходимости совместимости товара с имеющимся у заказчика оборудованием; покупки запчастей и расходных материалов к технике, находящейся на гарантии, по условиям которой необходимо использовать только оригинальные запчасти и расходные материалы, и т.п.
Требования устанавливаются таким образом (в таком диапазоне), чтобы обеспечить максимально широкий круг участников закупки, т.е. необходимо, чтобы под указанные заказчиком показатели подходило минимум два товара (поставщика, исполнителя, подрядчика).
Показатели, которые не могут изменяться могут также указываться в диапазоне, если они именно таким образом указаны в паспорте или инструкции по эксплуатации товара. Например, показатели для принтера по используемой бумаге могут быть указаны как «плотность 60-120 г/см» - это неизменный показатель из паспорта/инструкции, который участник должен переписать в свою заявку, так как принтер использует любую бумагу в пределах указанного диапазона. А показатели для бумаги в техзадании могут указываться как «плотность 60-120 г/см», но это уже максимальные и минимальные показатели, т.е. участник в заявке должен указать «60 г/см» или «80 г/см», или «120 г/см», или иной конкретный показатель, так как плотность бумаги указывается производителем точно.
При этом, при указании показателей крайне желательно во избежание ошибок со стороны комиссии заказчика и участников закупки чётко отделять максимальные и (или) минимальные значения показателей от значения показателей, которые не могут изменяться. Это может быть, например, таблица с двумя колонками (показатели, которые могут и не могут изменяться), или указание по каждому показателю текстом, или отметка показателей «звёздочкой» (показатели, которые могут изменяться*, показатели, которые не могут изменяться**) и т.п.
Желательно избегать указания тех показателей (а также товаров, если речь идёт, например, о строительных работах и, соответственно, материалах), которые никак не носят объективный характер (например, указание цвета товара, атомной массы кислорода технического, таких материалов, как ветошь, вода, монтажные патроны и т.д.). При этом, желательно максимально тщательно прописывать показатели действительно значимые для заказчика (например, материал дверей, их толщину, количество стеклопакетов в окнах и т.д.).
При использовании ГОСТов и иных стандартов, необходимо обращать внимание на то, как указаны показатели товара в данном ГОСТе. Например, нарушением будет являться указание в техзадании «дизельное топливо согласно ГОСТу», так как в ГОСТе есть дизельное топливо летнее, зимнее, арктическое. Также нарушением будет являться указание «дизельное топливо летнее согласно ГОСТу», так как у такого топлива есть иные характеристики, влияющие на его качества и, соответственно, цену, например, массовая доля серы или температура вспышки. При этом у каждой партии топлива есть паспорт качества, в котором указаны точные показатели, так как ГОСТ устанавливает только верхние (не более) или нижние (не менее) границы.
 
- Аукционная документация на поставку товара размещена в 2013 году, подана 1 заявка (уже в 2014 году), аукцион признан несостоявшимся. Необходимо ли согласовывать с УФАС по ПК заключение контракта в соответствии с требованиями п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?
 
- Согласно заключительным положениям Закона № 44-ФЗ (ст. 112) и совместному письму ФАС России № АД/53811/13 и Минэкономразвития № 29401-ЕЕ/Д28и от 27.12.2013, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на Официальном сайте до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ, в том числе при  согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, в случае, если размещение заказа признано несостоявшимся.
 
- Надо ли обосновывать цену договоров, на закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей?
 
- Часть 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ устанавливает общее правило по всем случаям осуществления закупки у единственного поставщика – заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Таким образом, обосновывать цену договоров, заключенных по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, необходимо по общим правилам ст. 22 этого же закона.
 
- Согласно ч. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие требованиям, предусмотренным этой статьей. При этом, согласно п. 1 ч. ст. 73 Закона № 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация об исчерпывающем перечне документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 данного закона. С учетом изложенного, прошу разъяснить о каких документах ведется речь в ст. 73, если в соответствии со ст. 31 Закона № 44-ФЗ требовать предоставление каких-либо документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям, запрещено?
 
- Обращаем ваше внимание, что в ч. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ речь идёт о правомочиях комиссии заказчика, которая действительно не вправе требовать что-либо от участника дополнительно - сверх требований заказчика, установленных в документации.
Что касается запроса котировок, то к сожалению, ч.ч. 3 и 4 ст. 73 противоречат ч. 1 ст. 73 Закона № 44-ФЗ – указанные части запрещают заказчику требовать у участника запроса котировок иные документы, кроме документов, подтверждающих право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 – 30 закона. Надеемся, что эта ошибка будет в ближайшее время исправлена.
В настоящее время рекомендуем указывать в извещении о проведении запроса котировок или в форме котировочной заявки о том, что участнику рекомендуется предоставить определённый перечень документов. Соответственно, отклонять заявку по основаниям непредставления таких документов недопустимо.
Также возможно указывать непосредственно в проекте контракта требование о том, чтобы поставщик (исполнитель, подрядчик) по контракту имел необходимые лицензии, свидетельства и т.п.
 
- Хорольским сельским поселение Хорольского муниципального района было создано муниципальное казенное учреждение «Хозяйственно-эксплуатационное управление Хорольского сельского поселения» (В МКУ "ХЭУ ХСП", не считая технический персонал, 3 специалиста, ранее закупки за МКУ проводил специалист администрации).
Вопрос №1: Может ли МКУ «ХЭУ ХСП» возложить свои полномочия на определение поставщиков на администрацию Хорольского сельского поселения?
Вопрос № 2: Как правильно сформировать комиссию по закупкам, т.е. можно ли создать совместную комиссию из специалистов МКУ и администрации сельского поселения?
 
1. Нет не может, так как МКУ является подчинённым учреждением администрации. Администрация может создать орган, уполномоченный на определение поставщиков, в том числе для МКУ, в порядке ст. 26 Закона № 44-ФЗ. Также МКУ может привлечь в порядке ст. 40 Закона № 44-ФЗ специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика. Тем не менее, в любом случае часть предусмотренных законом обязанностей, полномочий и, соответственно, функций останется у заказчика (МКУ).
2. Такую комиссию создать можно. Закон № 44-ФЗ не запрещает включать в комиссию лиц, не являющихся работниками заказчика, но это будет комиссия заказчика (или МКУ, или администрации), а не совместная.
 
- Что делать, если нет поставщика ГСМ, имеющего заправки по всем маршрутам проведения работ по государственному заданию в Приморье и на Сахалине? Ведь в таком случае ни один из поставщиков ГСМ не будет удовлетворять нашим требованиям. Даже, если мы разделим ГМС на лоты, и тогда не получится закрыть все маршруты.
 
- По такой неполной формулировке вопроса дать однозначное решение по вашей проблеме невозможно. Законом № 44-ФЗ предусмотрены случаи закупки у единственного поставщика (ст. 93), если ни один из указанных в статье случаев вам не подходит, вам необходимо осуществлять определение поставщиков конкурентными способами: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений.
 
- Согласно Номенклатуре товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 № 273, группе номенклатуры «Услуги почтовой связи» соответствует код ОКПД 6410000 (услуги почтовой связи) и 5200180 (подписка на печатные издания). В соответствии с п.п. 1) п. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», в том числе услуги общедоступной почтовой связи, может осуществляться у единственного поставщика. С учетом изложенного, просим разъяснить вправе ли заказчик заключать контракт на подписку на печатные издания с единственным поставщиком в соответствии с п.п. 1) п. 1 ст. 93 № 44-ФЗ?
 
- Статья 93 Закона № 44-ФЗ устанавливает исключения из общего правила определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами.
Пункт 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ в качестве условия заключения контракта с единственным поставщиком устанавливает только одно основание - товар, работа или услуга относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Таким образом, приказ Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 № 273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» к данному случаю не может применяться никоим образом.
Услуга по подписке на печатные издания не является регулируемым и естественно-монопольным видом деятельности, соответственно, не относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий и не попадает под исключение п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
 
- Будут ли предприняты меры к демпингующим участникам размещения заказа?
 
- Антидемпинговые меры предусмотрены ст. 37 Закона № 44-ФЗ и являются обязательными к применению в указанных в статье случаях. Кроме того, демпинг участников закупки может также рассматриваться на предмет наличия признаков нарушения ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» (соглашение с целью поддержания цен на торгах), а также в отдельных случаях на предмет наличия признаков нарушения ст. 14 данного закона (недобросовестная конкуренция).
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 02 (280), февраль 2014 г.
 
Дата публикации: 10.02.2014 г.
24.02.2014