(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-конференции Видео-семинары Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Второй «закупочный удар» Минэкономразвития: вступили в силу поправки в Закон о контрактной системе
Новшества, касающиеся Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», всегда привлекают взгляды множества заинтересованных лиц, работающих в сфере закупок.
Несмотря на долгую проработку Федерального закона № 44-ФЗ, первые полгода его применения выявили целый ряд недоработок и неточностей. В июне 2014 года Президентом РФ подписан и вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данным документом внесены изменения в значительное число норм Закона о контрактной системе. Следовательно, новые закупки должны проводиться уже иначе, с учётом принятых изменений.
Чем интересны последние поправки в Федеральный закон № 44-ФЗ в рубрике «Особое мнение» согласился прокомментировать заместитель руководителя УФАС по Приморскому краю Дмитрий Евгеньевич АБРОСИМОВ (на фото).
 
- В феврале текущего года замглавы Минэкономразвития Е. Елин пообещал нанести «пять закупочных ударов» в сфере госзакупок, - рассказал Дмитрий Евгеньевич. - Это должны быть пакеты поправок в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе…» и иные нормативные правовые акты в сфере закупок. Первым «ударом» явилось принятие в декабре 2013 г. Закона № 396-ФЗ, вносящего поправки в значительное количество актов, в том числе в закон «О контрактной системе…» и в Кодекс РФ об административной ответственности.
Второго «удара» ждали дольше. Предварительно поправки были обещаны к концу первого квартала 2014 г., однако к данному времени законопроект не был готов. Наконец, 4 июня Президент страны подписал Закон № 140-ФЗ, который с этого же дня вступил в законную силу. Некоторые существенные изменения постараемся осветить в настоящей статье.
1. Установлено, что положения Закона № 44-ФЗ не применятся к закупкам товаров, работ, услуг избирательными комиссиями во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
2. Дано понятие совокупного годового объема закупок, согласно ему в текущем году объём закупок рассчитывается исходя из всего объема финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в 2014 г., включая контракты, заключенные в 2013 г. и подлежащие оплате в 2014 г.
3. Отложено на 1 января 2015 г. вступление в силу ст. 19 Закона № 44-ФЗ о нормировании в сфере закупок. До поправок вступление в силу данной статьи предполагалось с 1 июля текущего года.
4. Несмотря на то, что, как правило, обоснование цены контракта на капитальный и текущий ремонт делается одинаковыми методами (составлением по Гранд-смете локально-сметного расчёта), до 4 июня заказчики были вынуждены обосновывать цену на текущий ремонт иными методами, поскольку в предыдущей редакции закон распространил действие проектно-сметного метода только на капитальный ремонт. Поправки наконец-то распространили проектно-сметный метод в том числе на текущий ремонт.
5. Изменились требования при осуществлении обязательных закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций. В частности установлен новый порядок расчёта объёма закупок, от которого необходимо рассчитывать 15% закупок, подлежащих размещению у указанных субъектов. В настоящее время формула расчёта объёма закупок, от которого рассчитываются указанные 15%, следующая:
совокупный годовой объём закупок
минус
сумма закупок, по которым контракты были заключены либо извещения размещены в 2013 г. по правилам Закона № 94-ФЗ «О размещении заказов…»
минус
закупки: для обеспечения обороны страны и безопасности государства; услуг по предоставлению кредитов; у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93; работ в области использования атомной энергии; при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
От итоговой суммы рассчитываются 15% или более.
Также установлено, что в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Кроме того, теперь в законе прямо указано, что принадлежность участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям подлежит исключительно декларированию. Требовать предоставления каких-либо иных документов кроме декларации заказчик не имеет права. Также стоит отметить, что нормативными правовыми актами не установлены требования к формулировкам декларации, следовательно, она может быть представлена в любом виде, позволяющем сделать однозначный вывод о принадлежности участника.
6. Из закона исключена спорная норма о необходимости требовать у участника закупки документы, подтверждающие правомочность участника закупки заключать контракт. Проблема заключалась в том, что действующее законодательство не предусматривало перечня документов, подтверждающих правомочность, в связи с чем многие заказчики придумывали свой перечень документов, за непредставление которых необоснованно отклоняли участников. С 4 июня нормы о правомочности полностью исключены из текста закона о контрактной системе.
7. Значительно упростились требования к закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):
- самое главное – увеличен лимит закупок у единственного поставщика контрактами до 100 тыс.руб. Теперь он установлен в двух вариантах: для заказчиков с небольшими лимитами бюджетных обязательств - 2 миллиона рублей в год, для заказчиков с крупными объёмами – до 5% совокупного годового объема закупок, но не более 50 миллионов рублей;
- также установлены случаи закупок у единственного поставщика, когда заказчик не должен обосновывать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), цену контракта и иные существенные условия контракта, а также не должен указывать в контракте расчет и обоснование цены контракта;
- упростились требования к контракту - в некоторых определённых законном случаях закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок (например, в форме устной сделки).
8. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки теперь указывается только при наличии. Осталось требование об указании ИНН непосредственно участника закупки при проведении электронного аукциона. При этом стоит обратить внимание заказчиков на то, что закон не определяет требования к форме предоставления информации об ИНН. Таким образом, если ИНН указан, например, в выписке из ЕГРЮЛ, представленной в составе второй части заявки, но в анкете участника отсутствует, такая заявка не может быть отклонена.
9. В закон внесено уточнение о том, что заказчик проводит конкурс с ограниченным участием в определённых законом случаях, только если им принято решение о проведении закупки путём конкурса. Вместо конкурса с ограниченным участием заказчик вправе осуществить закупку путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
10. Установлено, что срок продления подачи заявок на электронный аукцион в случае его продления (внесения изменений в документацию или извещение) должен составлять не менее чем пятнадцать дней при начальной (максимальной) цене превышающей три миллиона рублей и не менее чем семь дней, если начальная (максимальная) цена не превышает три миллиона рублей. До этого срок в обоих случаях составлял не менее семи дней.
11. Если заказчик размещает аукцион на работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказание услуг связи, юридические услуги, медицинские услуги, образовательные услуги, услуги общественного питания, услуги переводчика, услуги по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничные услуги, услуги по проведению оценки, объём которых невозможно определить, установлено, что такой аукцион проводится путем снижения указанных общей начальной (максимальной) цены и начальной (максимальной) цены единицы товара, работы или услуги в порядке, установленном настоящей статьей.
То есть цена единицы товара, работы или услуги снижается пропорционально снижению общей цены.
12. Внесены изменения в порядок согласования с контролирующим органом заключения контракта с единственным поставщиком в случае, если закупка не состоялась.
В новой редакции установлено, что контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в срок не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком согласования. Эта поправка должна ликвидировать ранее существовавшее несоответствие между сроками заключения контракта по результатам электронного аукциона и сроками согласования контролирующим органом.
Также добавлено новое основание для согласования закупки с единственным поставщиком при проведении электронного аукциона. Теперь согласование требуется и в том случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям документации только одной второй части заявки. Вместе с тем, стоит отметить, что если к участию в аукционе допущено две (или более) первые части заявок, предложение по цене на аукционе сделано только одним участников и по вторым частям заявок отклонений не было, то контракт заключается без согласования.
Кроме того, установлено, что в случае допуска (подачи) только одной заявки на запрос котировок, согласование с контролирующим органом не требуется.
13. Уточнены требования к котировочной заявке. Вместо достаточно размытой формулировки о представлении «информации, необходимой заказчику в соответствии с извещением» установлено конкретно, что заявка должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
- согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
- предложение о цене контракта;
- документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона № 44-ФЗ, или копии таких документов;
- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
- декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.
14. Поправками определено, что аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства, осуществляется закупкой у единственного поставщика. Стоит отметить, что аренда жилых помещений на территории России под указанное исключение не подпадает.
15. В закон внесены уточнения по поводу привлечение экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Количество случаев, когда необходимо привлечение экспертов, экспертных организаций существенно уменьшилось, в том числе теперь отсутствует необходимость проводить «внешнюю» экспертизу по контрактам до 100 тыс. руб.
16. Поправками установлено, что требования о проведении экспертизы, требования о подготовке отчета заказчика, не применяются к закупкам товаров, работ, услуг, извещения об осуществлении которых размещены до 1 января 2014 г.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 12 (290), июнь 2014 г.
 
Дата публикации: 30.06.2014 г.
14.07.2014