(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-конференции Видео-семинары Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
С. ПАШКО: «Внедрение технологии предварительного информирования позволяет существенно сократить время оформления товаров и транспортных средств в пунктах пропуска»
Предлагаем вашему вниманию интервью с начальником Дальневосточного таможенного управления генерал-лейтенантом таможенной службы Сергеем Викторовичем ПАШКО (на фото). Он рассказал о том, как в таможенных органах Дальневосточного региона внедряется обязательное электронное декларирование, а также о перспективах развития ДВТУ.
 
- Несколько месяцев назад мы уже обсуждали тему, посвященную Стратегии развития таможенной службы до 2020 года. Поэтому сегодня хотелось бы подвести некоторые итоги. В частности специалистов занятых в сфере внешнеэкономической деятельности интересуют вопросы внедрения перспективных технологий, таких как электронное декларирование, предварительное информирование и удаленный выпуск.
 
- С 1 января текущего года в таможенных органах Дальневосточного региона внедрено обязательное электронное декларирование. За период с 01.01.2014 по 31.05.2014 доля деклараций на товары, поданных в электронной форме, составляет 99,99%, исключения составляют товары, содержащиеся в Перечне товаров, таможенных процедур, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2013 № 1154.
Случаи подачи ДТ в письменной форме зафиксированы в 8 случаях: 4 из них – на товары, помещённые под таможенную процедуру уничтожение, 2 – международные почтовые отправления, 1 – на товары, помещённые под специальную таможенную процедуру, 1 – физическое лицо.
Важной составной частью технологии электронного декларирования является технология удаленного выпуска, суть которой состоит в территориальном разделении таможенного органа, принимающего решение о выпуске товаров, и таможенного органа, осуществляющего временное хранение товаров. На Дальнем Востоке технология удаленного выпуска реализуется в отношении всех видов транспорта: автомобильного, воздушного, железнодорожного, морского (речного).
За период с 01.01.2014 по 31.05.2014 в соответствии с технологией удаленного выпуска выпущено 13 315 деклараций на товары, что составляет 10,78% от общего декларационного массива.
Особое значение в развитии данной технологии занимают таможенные органы новой формации – центры электронного декларирования (далее – ЦЭДы), реализующие свою деятельность исключительно в рамках технологии удаленного выпуска. В 2014 году продолжилось развитие созданных в 2011 году ЦЭДов – Владивостокского (Владивостокская таможня) и Приамурского (Хабаровская таможня). География деятельности ЦЭДов достаточно обширна: взаимодействие происходит с таможенными постами всех таможен региона, а также с таможенными постами в регионах деятельности других региональных таможенных управлений, расположенными на таможенно-логистических терминалах в пунктах пропуска.
За период с 01.01.2014 по 31.05.2014 ЦЭДами выпущено 11 427 деклараций на товары, что составляет 85,82% общего количества деклараций на товары, выпущенных в Дальневосточном регионе с применением технологии удаленного выпуска.
Введение с 1 января 2014 года обязательного электронного декларирования форсировало внедрение целого ряда технологий, обеспечивающих стопроцентное электронное декларирование. К числу таких технологий относятся не только технологии, непосредственно обеспечивающие электронное декларирование, но и технологии, позволяющие автоматизировано, с сохранением результатов в электронном виде, совершать таможенные операции, предшествующие декларированию, с тем, чтобы обеспечить возможность использования результатов государственного контроля при декларировании в электронном виде.
Система предварительного информирования обеспечивает приём, обработку и направление таможенным органам предварительных сведений, передаваемых участниками внешнеэкономической деятельности, о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы с целью использования указанных сведений при таможенном декларировании и проведении таможенного контроля.
С 17 июня 2012 года на территории Таможенного союза установлена обязанность по формированию и направлению предварительной информации в отношении товаров, перемещаемых автомобильным транспортом.
В настоящее время управлением проводятся мероприятия по подготовке к введению с 1 октября текущего года обязательного представления предварительной информации в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом. Технологии предварительного информирования между автомобильным и железнодорожным транспортом несколько различаются. Предварительную информацию по автотранспорту вправе представить любое заинтересованное лицо (получатель, отправитель, перевозчик, экспедитор, декларант и другие участники логистического процесса), по железнодорожному транспорту только перевозчик – ОАО «Российские железные дороги».
Эта организация является монополистом по железнодорожным перевозкам в Российской Федерации, поэтому таможенные органы нацелены не только на организацию предварительного информирования, но и в целом на создание единой информационной среды между таможенными органами и железной дорогой, что создаст условия по получению таможенными органами транспортных документов при железнодорожных перевозках непосредственно от перевозчика и, следовательно, гарантирует большую достоверность предъявляемых документов при декларировании.
Внедрение технологии предварительного информирования позволяет существенно сократить время оформления товаров и транспортных средств в пунктах пропуска. Сокращение времени в автомобильном пункте пропуска достигает 30 процентов.
 
- Говоря об основных задачах стоящих перед ДВТУ, хотелось бы отметить следующее. Правительством России утверждены Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, и дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования». В этой связи хотелось бы узнать, как сегодня в таможенном управлении идет реализация программ «дорожная карты» и «Совершенствование таможенного администрирования». Кроме того многим участникам ВЭД было бы интересно узнать о перспективах выхода таможенной службы на уровень мировых стандартов по срокам и качеству оформления товаров.
 
- В целях исполнения Плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1125-р,  в части реализации информационного обмена в рамках технологических карт межведомственного взаимодействия (пункты 32, 33) в таможенных органах Российской Федерации, в том числе, и подведомственных ДВТУ, без малого год в тестовом режиме реализуется технология проверки деклараций на товары. Эта технология предполагает получение сведений о разрешительных документах, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, непосредственно из базы федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) путем направления запросов в систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
На сегодняшний день программным средством, используемым таможенными органами при проверке деклараций на товары, автоматически осуществляется направление электронных запросов в Росаккредитацию и Минпромторг России в целях получения сведений о документах о соответствии товаров требованиям, установленным в области технического регулирования (сертификаты соответствия, декларации о соответствии) и лицензиях на осуществление экспортно-импортных операций в отношении отдельных категорий товаров. Помимо этого, в «ручном» режиме производится запрос сведений с электронных сервисов Росздравнадзора, Роскомнадзора, ФСБ России, Росрыболовства.
Введение СМЭВ в значительной степени способствует реализации ещё одного показателя «дорожной карты» - сокращению количества документов, подлежащих предоставлению в таможенные органы.
 Так, в рамках информационного обмена, согласно приказам ФТС России от 06.03.2014 №№ 404, 405 «О сокращении перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров», с 27.04.2014 таможенные органы при таможенном декларировании товаров в электронной форме не требуют предоставления документов о соответствии, осуществляя таможенный контроль, как уже сказано, посредством   автоматически сформированных и направленных запросов к сервисам Росаккредитации.
С 30.05.2014 вступил в силу Приказ ФТС России от 12.05.2014 № 447 «О сокращении перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров». Этот приказ упразднил необходимость предоставления в таможенные органы при таможенном декларировании товаров в электронной форме идентификационных заключений о непринадлежности товаров к товарам, контролируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю России и уполномоченными экспертными организациями.
Целый ряд положений «дорожной карты» (пункты 41- 45) касается упрощения процедур валютного контроля, в том числе посредством решения следующих задач:
-исключения влияния функции валютного контроля на сроки выпуска товаров;
-исключения участника ВЭД из информационного взаимодействия между таможенными органами и уполномоченными банками;
-повышения достоверности используемых в технологиях валютного контроля сведений для обеспечения автоматизированного сопоставления таможенной и банковской информации.
Для упрощения процедур валютного контроля и улучшения инвестиционного климата в рамках приказа ФТС России от 20.07.2012 №1470 «О непредставлении паспорта сделки при таможенном декларировании товаров», таможенные органы не требуют предоставления декларантами паспортов сделок при подаче декларации на товары в электронной форме с сохранением требования об указании номера паспорта сделки в декларации на товары в установленном порядке.
Проверка достоверности заявляемых в декларации на товары сведений о паспорте сделки осуществляется с использованием центральной базы данных валютного контроля.
Таким образом, в настоящее время процедуры валютного контроля не влияют на сроки выпуска товаров, так как полностью переносятся на период постконтроля.
В 2013 году ДВТУ достигнуты конкретные результаты реализации дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования»: время совершения операций, связанных с осуществлением государственного контроля, сократилось в автомобильных и смешанных пунктах пропуска с 53 до 43 минут для товаров, подлежащих ветеринарному, карантинному фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю, и с 34 до 30 минут – по остальным товарам. При этом 71 % ввозимых товаров оформляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, а товары, не облагаемые вывозными таможенными пошлинами, оформляются в срок не более 4 часов.
 
- Известно, что Президент России в своем поручении уделил особое внимание развитию Дальнего Востока. Возникает вопрос, как отразится это на деятельности ДВТУ? Есть ли точки соприкосновения в реализации поручений Президента, касающихся Дальнего Востока и Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года?
 
- В настоящее время развитие Дальнего Востока России определено в качестве ключевого вектора дальнейшего развития государства. Соответствующие поручения отданы Президентом и Правительством России.
Деятельность Дальневосточного таможенного управления как органа государственной власти направлена на достижение установленных целевых ориентиров реализации государственных программ по развитию Дальнего Востока России. Дальневосточное таможенное управление, реализуя на территории региона задачи и функции таможенных органов, непосредственным образом оказывает влияние на развитие экономической, транспортной, технологической составляющей развития Дальнего Востока.
Приоритетные меры государственной поддержки Дальневосточного региона оказывают непосредственное влияние на практику работы таможенных органов региона, будут способствовать дальнейшему развитию технологий таможенного дела.
Стандарты совершения таможенными органами таможенных операций, предоставления таможенными органами государственных услуг в сфере таможенного дела в настоящее время унифицированы и в перспективе выйдут на уровень мировых стандартов как по качеству предоставленных услуг, так и по срокам их предоставления.
В любом случае, реализация поручений Президента Российской Федерации по ускоренному развитию Дальнего Востока России, реализация Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации и Плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» преследует общие цели и содержит общие ориентиры достижения показателей развития.
 
- В прошлых передачах мы рассказывали об эксперименте проводимом ДВТУ на погранпереходе Пограничный и в порту Восточный, целью которого было максимальное сокращение сроков таможенного оформления. Хотелось бы узнать о результатах этого эксперимента и подключился ли к нему Владивостокский порт, как планировалось ранее?
 
- Реализация эксперимента в автомобильном пункте пропуска МАПП Пограничный и морских пунктах пропуска Находка и Восточный по возложению функций осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора в полном объеме на таможенные органы планируется в текущем году после издания соответствующего распорядительного документа. В настоящее время осуществляется процедура согласования проекта указа Президента РФ о проведении указанного эксперимента.
Таможенные органы Дальневосточного региона готовы приступить к его реализации после поступления соответствующего указания от ФТС России.
Различные мероприятия, приводимые Дальневосточным таможенным управлением, оператором морского терминала - ООО «Восточная стивидорная компания», ОАО «РЖД» в течение 2013 года, позволили сократить срок нахождения товаров на территории порта Восточный на 30%. На конец 2013 года данный срок составлял порядка 9 дней.
Сегодня время проведения всего цикла государственного контроля в портах, участвующих в эксперименте, составляет порядка 6 дней.
При этом контрольный показатель «Срок нахождения товара в морском порту, за исключением хранения», установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 739-р для оценки эффективности реализации плана мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах на 2014 год, составляет 8 суток, на 2015 год – 6 суток.
Самым главным мероприятием, проводимым в таможенных органах и приводящим к совершенствованию таможенных операций и сокращению сроков нахождения товаров в порту, является автоматизация таможенных операций на всех этапах с момента прибытия товаров и до их выпуска.
С января текущего года на экспериментируемых таможенных постах проводится тестирование разработанного ФТС России прототипа портала «Морской порт», обеспечивающего взаимодействие всех участников технологического процесса обработки (перевалки) грузов в порту путем создания единого информационного поля, в которое заинтересованным лицом однократно вносится информация в отношении прибывающего судна и перемещаемых им товаров.
Для таможенных органов оптимизация связана, прежде всего, с возможностью обработки информации автоматизировано, за счет того, что информация передается в электронном виде, следовательно, сокращается время, затрачиваемое инспекторским составом на принятие решения.
Внедрение доработанной полноценной версии портала «Морской порт» во все таможенные органы, на территории которых находятся морские пункты пропуска, мы ожидаем осенью этого года.
К одним из основных мероприятий, влияющих на сокращение сроков нахождения товаров на территории морских портов, относится развитие технологии предварительного информирования таможенных органов о ввозимых товарах и технологии предварительного декларирования товаров.
 
- Получается, что результаты проводимого эксперимента в целом положительные. Кого еще планируется подключить к этому эксперименту и когда он будет распространен на весь Дальний Восток и позже на всю Россию, как заявлялось?
 
- Эксперимент по оптимизации совершения таможенных операций и сокращению сроков нахождения товаров в морских портах, проводимый в 2013 году в порту Восточный, получил свое развитие и в 2014 году путем включения в него нового участника - ОАО «Владивостокский морской торговый порт».
Таким образом, в текущем году продолжается работа по сокращению сроков нахождения товаров в регионе деятельности двух таможенных постов, администрирующих крупнейшие морские порты Дальнего Востока - порт Восточный и порт Владивосток.
Внедрение доработанной полноценной версии портала «Морской порт» во все таможенные органы, на территории которых находятся морские пункты пропуска, мы ожидаем осенью этого года.
 
Фото С. СЕМЕРИКОВА.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 13 (291), июль 2014 г.
 
Дата публикации: 14.07.2014 г.
25.07.2014