(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-конференции Видео-семинары Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Предоставление отчетности в ПФР: какие изменения произошли?
28 июня 2014 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования». Прокомментировать этот закон корреспонденты «ВИП» попросили заместителя управляющего Отделением ГУ - Отделения ПФР по Приморскому краю Розу Валеевну ХАРИСОВУ и начальника управления организации администрирования страховых взносов и взыскания задолженности Отделения ПФР по Приморскому краю Ольгу Егоровну САЛИЕВУ.
 
- Каким образом страхователи теперь должны подавать сведения персонифицированного учета?
 
Р. Харисова: - Новый порядок предоставления отчетности в Пенсионный фонд определен Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» с учетом тех изменений, которые были внесены в него в декабре 2013 года.
 До 2014 года страхователи ежеквартально предоставляли в ПФР 2 вида отчетности, отдельно расчеты по начисленным и уплаченным  страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС  в целом по предприятию и отдельно сведения индивидуального персонифицированного учета в отношении каждого работающего гражданина.
С 1 апреля 2014 года для страхователей предусмотрена единая отчетность. Она также ежеквартальная, но единая, поэтому сведения индивидуального персонифицированного учета в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ страхователи предоставляют на своих работников в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, как один из разделов этого расчета. Форма расчета и порядок его заполнения,  утверждены Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п. Трудностей при его заполнении трудностей у страхователей не вызывает.
Пенсионный фонд  принял единую отчетность от страхователей за 1 кв. 2014 г., и с 1 июля  до 1 августа идет прием отчетность за 2 кв.2014 г.
Пользуясь случаем,  хочу обратиться к страхователям: уважаемые страхователи, не надо дожидаться, последнего дня приема отчетности. В последний день могут случиться разные непредвиденные обстоятельства, которые помешают отправить отчетность в ПФР своевременно, а это влечет за собой штрафные санкции. Сделайте это заблаговременно, не позднее 10 августа, чтобы оперативно исправить ошибки и своевременно разнести информацию по платежам на лицевые счета граждан. Эта информация необходима для назначения и перерасчетов пенсии.
Помимо этого, Федеральный закон № 188-ФЗ, который внес изменения по пенсионному страхованию в различные законодательные акты, также внес изменения и в Закон об индивидуальном персонифицированном учете. В частности  с 2015 года организации, где среднесписочная  численность работников 25 человек и более, отчетность в Пенсионный фонд предоставляют только в электронном виде.  Раньше такое требование касалось организаций, где численность работающих составляла 50 человек и более.
Могу  добавить, что в Приморье, как и практически по всех регионах России, уже более 90% страхователей предоставляют отчетность в электронном виде по защищенным каналам связи независимо от того, работает в организации 25 или 5 человек. И даже организации, которые сдают «нулевую» отчетность делают это  по защищенным каналам связи в электронном виде. Это очень удобно  в первую очередь для страхователей - сдавать отчетность,  получать протоколы из Пенсионного фонда по итогам сдачи, и исправлять ошибки, если они имеются, не посещая территориальные органы ПФР.
 
- Какие лица дополнительно отнесены к числу застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в связи с выходом Федерального закона №188-ФЗ от 28.06.2014?
 
Р. Харисова: - К застрахованным лицам по обязательному пенсионному страхованию по Федеральному закону № 188-ФЗ с 1 января 2015 года дополнительно отнесены лица, временно пребывающие на территории Российской Федерации, независимо от времени пребывания. Исключение составляют только высококвалифицированные специалисты. На них это требование не распространяется.
Выплаты, произведенные  работодателями в  пользу временно пребывающих лиц, облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование вне зависимости от продолжительности трудовых отношений.
 
- Какие выплаты сейчас не подлежат обложению страховыми взносами?
 
О. Салиева: - Статьей 7 Федерального закона 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС» предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В этой же статье, в п. 3, 4, 5, 6, 7 и 8 перечислены выплаты, которые не относятся к объекту обложения и на них не начисляются страховые взносы.
Это следующие выплаты:
- выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров:
1) предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, и договоров, связанных с передачей в пользование имущества;
2) производимые добровольцам по исполнению договоров, заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 11.07.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
3) производимые волонтерам по исполнению договоров, заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи»;
4) производимые волонтерам по исполнению договоров, заключаемых с автономной некоммерческой организацией «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани»;
также не относятся к объекту обложения страховых взносов:
- выплаты, начисленные в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории Российской Федерации;
- выплаты, производимые иностранным гражданам и лицам без гражданства по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, которые заключаются с FIFA и предметом деятельности которых является участие в мероприятиях по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу.
Кроме этого, статьей 9 Федерального закона № 212-ФЗ определены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами.
Не подлежат обложению страховыми взносами, в том числе:
- государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления;
- все виды установленных законодательством РФ, субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных:
а) с возмещением вреда здоровью;
б) с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
в) с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
г) с оплатой стоимости питания, снаряжения, оборудования, формы, получаемых спортсменами для участия в спортивных соревнованиях;
д) с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;
е) с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
ж) с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;
з) с трудоустройством работников, уволенных в связи с сокращением численности, реорганизацией или ликвидацией организации;
и) с выполнением трудовых обязанностей, в связи с переездом на работу в другую местность.
Также не подлежат обложению:
- суммы единовременной материальной помощи, оказываемой в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством; в связи со смертью члена семьи работника;
- стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
- стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в их личном постоянном пользовании;
- стоимость льгот по проезду;
- суммы материальной помощи, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период;
- суммы денежного содержания, получаемые прокурорами и следователями, а также судьями.
 И другие выплаты в пользу физических лиц, которые все подробно перечислены в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ, перечень здесь довольно большой.
Это выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами на сегодняшний день.
28 июня 2014 года был принят Федеральный закон № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам обязательного социального страхования», который с 01.01.2015 года вводит дополнительные ограничения, связанные с компенсациями при увольнении. А именно - если сейчас не облагаются компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, то с 01.01.2015 года из этой необлагаемой суммы компенсации будут также исключаться суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка. То есть данные выплаты будут облагаться страховыми взносами.
Обратите внимание: изменения, вводимые Федеральным законом № 188-ФЗ, вступят в силу только с 01.01.2015 года.
 
- Каковы сейчас установлены условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов?
 
О. Салиева: - Действительно, в Федеральном законе № 212-ФЗ, в подпункте 11 пункта 1 статьи 29 содержится норма о том, что органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и в случаях, которые предусмотрены федеральным законом.
Однако, в настоящее время у ПФР отсутствуют основания для предоставления отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам, так как ни Федеральный закон № 212-ФЗ, ни иные федеральные законы не содержат норм, предусматривающих реализацию указанного механизма.
Таким образом, на текущий момент в законе существует норма, но пока отсутствует механизм ее реализации.
Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ в Федеральный закон № 212-ФЗ внесены изменения, устанавливающие порядок и основания предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам (статьи 18.1 – 18.5). Изменения будут действовать с даты вступления в силу Федерального закона № 188-ФЗ, т.е. с 01.01.2015 года.
 
- Так каков же будет порядок представления отсрочек (рассрочек)?
 
О. Салиева: - Страхователь, имея задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам, вправе будет обратиться в территориальный орган ПФР по месту своего учета с заявлением о предоставлении ему отсрочки или рассрочки по уплате сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам.
Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов будет предоставляться плательщику страховых взносов, финансовое положение которого не позволяет уплатить эти страховые взносы в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты таких страховых взносов возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка), при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 18.1 Федерального закона № 188-ФЗ, устанавливающей общие условия предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Отсрочка (рассрочка) будет предоставляться в отношении всей заявленной суммы страховых взносов по одному виду обязательного социального страхования, за исключением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии, и (или) по нескольким видам обязательного социального страхования.
Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет предоставляться по страховым взносам на финансирование страховой части пенсии при отсутствии на день подачи заявления о предоставлении указанной отсрочки (рассрочки) задолженности по страховым взносам на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) и перечень документов, прилагаемых к заявлению страхователя, установлены статьей 18.4.
Также Федеральным законом № 188-ФЗ определены обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
При нарушении плательщиком страховых взносов условий предоставления отсрочки (рассрочки) ее действие может быть досрочно прекращено.
Также действие отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет прекращаться при наличии по состоянию на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих платежей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на финансирование накопительной части пенсии.
Обращаю внимание, что изменения, вводимые Федеральным законом № 188-ФЗ, вступят в силу только с 01.01.2015 года.
 
- Каковы сейчас порядок и основания продления (до четырех или шести месяцев) срока проведения выездной проверки?
 
О. Салиева: - В настоящее время, согласно нормам ст. 35 Закона № 212-ФЗ выездная проверка проводится не чаще чем один раз в три года (ч. 10 ст. 35 Закона № 212-ФЗ), проверяемый период не может превышать трех лет (ч. 9 ст. 35 Закона № 212-ФЗ), а сама проверка не может продолжаться свыше двух месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона № 212-ФЗ).
При этом срок проведения выездной проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о назначении проверки и заканчивается днем составления справки о проведенной проверке (ч. 14 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Продление срока проведения выездной проверки действующим законодательством не предусмотрено.
При возникновении отдельных оснований, указанных в ч. 15 ст. 35 Закона № 212-ФЗ, выездная проверка может быть приостановлена, не более чем один раз и на срок, не превышающий 6 мес.
Согласно принятому Федеральному закону от 28 июня 2014 года № 188-ФЗ вносятся изменения и дополнения в части срока проведения выездной проверки, которые начнут действовать с 1 января 2015 года.
А именно статья 35 дополнена частью 11.1., которая определяет основания для продления сроков проведения выездной проверки до четырех или шести месяцев, и частью 11.2. в которой определен порядок продления сроков выездной проверки.
Согласно части 11.1. основаниями продления срока проведения выездной проверки до четырех или шести месяцев могут являться:
- получение в ходе проведения выездной проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у плательщика страховых взносов нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах и требующей дополнительной проверки;
- наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится выездная проверка;
- проведение выездной проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:
а) четыре и более обособленных подразделения - до четырех месяцев;
б) десять и более обособленных подразделений - до шести месяцев;
- непредставление плательщиком страховых взносов в установленный частью 5 статьи 37 Закона 212-ФЗ срок документов, необходимых для проведения выездной проверки.
Решение о продлении срока выездной проверки будет приниматься руководителем (заместитель руководителя) вышестоящего органа контроля за уплатой страховых взносов.
Эти изменения также вступят в силу только с 01.01.2015 года.
 
Фото предоставлено
пресс-службой ОПФР по ПК.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 14 (292), июль 2014 г.
 
Дата публикации: 28.07.2014 г.
19.08.2014