(423) 24-25-600 Пн-Пт, с 09.00 до 18.00

Видео-конференции Видео-семинары Видео-бератор Консультант Территория права Актуальный комментарий Обзоры Газета ВИП Приморский выпуск Семинары и тренинги Главная книга Интервью на заданную тему




      Мы в соцсетях:
Особенности аудита нашего времени
Ю. Москальцов, директор ООО "Аудиторская консалтинговая компания "АФБ".
В апреле редакция уже рассказывала читателям об изменениях в деятельности аудиторов, вызванных вступлением в силу Федерального закона № 307–ФЗ «Об аудиторской деятельности» («ВИП» № 7, «СРО предъявляют серьезные требования к профессиональной подготовке аудиторов»). Материал вызвал много откликов у клиентов компании «Базис». Поэтому редакция решила продолжить начатую тему. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию беседу корреспондента «ВИП» с директором одной из крупнейших аудиторских компаний Дальнего Востока «Аудиторская консалтинговая компания «АФБ», членом Некоммерческого партнерства «Институт Профессиональных аудиторов» Юрием Васильевичем МОСКАЛЬЦОВЫМ. Речь в интервью пойдет о том, на что стоит обратить внимание при выборе аудиторской компании и на какие виды услуг клиенты при этом могут рассчитывать.
 
ВТО породила СРО?

- Юрий Васильевич, расскажите, с чем вообще изначально связано возникновение саморегулируемых организаций в нашей стране (СРО)? Есть ли уже какие-либо результаты деятельности СРО с момента вступления в силу закона № 307 -ФЗ?
 
- Появление саморегулируемых организаций вызвано, прежде всего, Указом президента РФ от 23.07.2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 г.». Приоритетными направлениями данной административной реформы являлись:
- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
- развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
- организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля.
Таким образом, сокращение избыточных функций, которыми были наделены федеральные органы исполнительской власти, и их передача саморегулируемым организациям (СРО) планировалось с целью снижения административной нагрузки на бизнес.
В сфере аудита избыточными функциями Минфина были признаны подготовка и переподготовка аудиторских кадров, контроль качества аудиторских услуг, ведение реестра аудиторских компаний.
Время оценивать деятельность саморегулируемых организаций в области аудита, наверное, еще не пришло, поскольку новая редакция закона «Об аудиторской деятельности» вступила в силу с 01 января 2010 года, соответственно, и говорить о результатах деятельности СРО еще рано.
 
Минфин vs СРО: в чем разница?

- До вступления в силу Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 контроль за деятельностью аудиторских компаний осуществляло Министерство финансов. Сейчас же контролирующие функции Минфина переданы саморегулируемым организациям. Есть ли принципиальные отличия между функциями, возложенными на СРО и ранее действовавшими обязанностями Минфина?
 
- Контрольные функции саморегулируемых организаций в принципе не отличаются от тех контрольных функций, которые раньше выполняло Министерство финансов.
Одной из основных функций СРО, переданных Минфином РФ, является осуществление оперативного контроля за деятельностью аудиторской организации.
В частности аудиторская организация должна систематически отчитываться о своей деятельности, предоставляя в СРО ежегодный отчет о своей работе. В годовом отчёте предоставляются сведения о кадровом составе организации, о количестве проведенных аудиторских проверок, отраслевой структуре организаций, в которых были проведены аудиторские проверки, что послужило основанием для проведения аудита, какие были выданы аудиторские заключения: сколько безоговорочно положительных, сколько заключений с оговоркой и сколько отрицательных. Также в отчет включаются сведения о прохождении аудиторами обязательного ежегодного повышения квалификации, с указанием учебных центров, программы курса, сведений о полученных сертификатах, подтверждающих факт повышения квалификации аудиторами. Важным пунктом является вопрос об имевших место нарушениях при осуществлении аудиторской деятельности в отношении качества работы, этики и независимости аудиторов.
К контрольным функциям саморегулируемых организаций относится также проведение плановых внешних проверок работы аудиторских организаций. Такие проверки проводят эксперты по качеству, специально подготовленные из числа наиболее опытных и квалифицированных аудиторов. Плановые проверки качества аудита проводятся с выездом в проверяемую организацию, при этом проверяются все документы, начиная от договоров на проведение аудита, рабочих документов аудитора, а также отчеты и выданные аудиторские заключения. Кроме этого проверке подвергается общие вопросы деятельности организации, например подготовка и аттестация кадров, повышение квалификации, соблюдение внутрифирменных стандартов. Вся работа ведется очень детально, по результатам проверки формируется отчет, направляемый контролерами в СРО, где выносится решение по результатам проведенной проверки внутреннего контроля качества. Такие проверки, согласно действующему законодательству, проводятся в общем случае не реже одного раза в 5 лет.
Но если аудиторская организация проводит аудит в унитарном государственном предприятии или на предприятии, в котором доля государственной собственности в уставном капитале превышает 25%, то она подвергается проверке не реже одного раза в три года. Такие аудиторские организации дополнительно вправе проверить Минфин.
Кроме плановых проверок, СРО вправе проводить внеплановые проверки качества аудита при получении жалоб и заявлений граждан, юридических лиц (заказчиков) в отношении качества работы аудиторов, соблюдения ими профессиональной этики и принципов независимости.
В свою очередь, Минфин РФ вправе осуществлять контроль за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, в форме систематических плановых проверок, а также в связи с получением жалоб и заявлений по деятельности СРО аудиторов, не соблюдающих требования законодательства, либо не реагирующих на соответствующие нарушения законодательства со стороны аудиторских организаций, являющихся членами данного СРО.
 
- Получается у саморегулируемой организации гораздо больше возможностей при проверки аудиторов чем было раньше у Минфина?
 
- На мой взгляд - это так. Во-первых, у Минфина не было специального выделенного персонала для непосредственного контроля качества аудита, поэтому Минфин осуществлял контроль в основном в форме внеплановых проверок, по факту поступления жалоб или заявлений в отношении той или иной аудиторской организации.
Во-вторых, на местах для проведения проверок привлекались контрольно-ревизионные управления Минфина, которые не всегда обладали достаточными знаниями и опытом в области аудиторской деятельности. Поэтому такие проверки зачастую носили формальный характер.
А вот со стороны СРО можно ожидать более профессиональных и более жестких проверок качества деятельности аудиторских организаций. Это связано с требованиями Федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.2008 г., который дает Минфину РФ право лишения статуса саморегулируемой организаций, если СРО аудиторов не будет в полной мере использовать свое право контроля за деятельностью своих аудиторов и аудиторских организаций.
Таким образом, осуществление действенного контроля за качеством проведения аудиторских проверок совпадает с интересами самих саморегулируемых организаций аудиторов, если они, конечно, дорожат своим статусом.
 
Идеальный аудитор

- Новый закон вводит ряд требований к квалификации аудиторов. Что это за требования и чем они отличаются от ранее действовавших?
 
- Прежде всего, человек, планирующий стать аудитором должен иметь высшее образование. Кстати, в ранее действующем законе было предусмотрено, что образование у будущего аудитора должно быть юридическим или экономическим. Сейчас про профиль образования в законе ничего не говорится.
Отмечу также, что специалист, прежде чем получить аттестат аудитора должен пройти обучение по утвержденной программе в течение нескольких месяцев, а затем сдать квалификационные экзамены. Экзамены проводятся учебно-методическими центрами, аккредитованными Министерством финансов, и их количество по стране ограничено. Экзамены проводятся 2-3 раза в год по единой программе, включающей пять разных дисциплин. Экзамены достаточно сложные, и их необходимо сдать поэтапно в течение трех дней.
Кроме того, Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ ввел новое требование, которое предусматривает на момент объявления результатов квалификационных экзаменов наличие у претендента стажа работы в области бухгалтерского учета или аудиторской деятельности не менее трёх лет, из которых два последних года он обязан проработать непосредственно в аудиторской организации.
Если претендент отвечает всем вышеупомянутым требованиям, и получил положительные оценки на экзаменах, он получает квалификационный аттестат аудитора, который, собственно, и наделяет его правом заниматься аудиторской деятельностью, при условии вступления в СРО аудиторов. При этом чтобы сохранить это право, аудитор обязан проходить курсы повышения квалификации объемом не менее 40 часов ежегодно.
До введения в действие нового закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ требование о ежегодном повышении квалификации было достаточно жестким: если аудитор пропустил по каким-то причинам ежегодное обучение – ранее полученный квалификационный аттестат аудитора аннулировался. В условиях саморегулирования этот вопрос – о санкциях к аудитору в случае не прохождения им ежегодного повышения квалификации, пока не определен.
 
Справка из МВД для безупречной репутации
 
- Чтобы стать членом саморегулируемой организации аудиторы должны выполнить ряд требований. Например, подтвердить свою профессиональную квалификации. Кроме того, они должны предоставить данные о своей безупречной деловой репутации. А как практически это сделать?
 
- Прежде всего, аудитор, вступая в СРО, должен предоставить справку из МВД России об отсутствии судимости за экономические преступления, а также три рекомендации аудиторов из саморегулируемой организации, имеющими стаж пребывания в данном СРО не менее трех лет. Поскольку на сегодняшний день СРО только начали свою деятельность и члены СРО не могут иметь такого стажа, то Федеральный закон № 307-ФЗ допускает до 2012 года предоставления рекомендаций трех аудиторов, имеющих стаж аудиторской деятельности не менее трех лет.
 
Докажи, что ты – аудитор

- Ежегодно аудитор должен предоставлять отчет о своей деятельности в саморегулируемую организацию. Что должно быть указано в отчете и до какого времени необходимо отчитаться?
 
- Если аудитор работает как частный предприниматель, то фактически он должен предоставлять отчетность, как аудиторская организация – юридическое лицо. То есть аудитор указывает сведения о количестве проведенных за год аудиторских проверок, какие организации им были проверены, какие аудиторские заключения были выданы (сколько безоговорочно положительных, сколько с оговоркой, сколько отрицательных и по какой причине), и т.п.
Если аудитор работает по трудовому договору в аудиторской организации – он должен также указать, чем он занимался в отчетном периоде, сколько им было подписано аудиторских заключений. Отчет аудитора в этом случае заверяется подписью руководителя и печатью аудиторской организации.
Необходимо отметить, что аудитора, не предоставившего своевременно ежегодную отчетность и не подтвердившего тем самым свое участие в аудиторской деятельности, а также не оплатившего членские взносы в саморегулируемую организацию, могут исключить из членов СРО.
Аудиторские организации ежегодно должны представлять годовой отчет в СРО, а также статистическую отчетность для Минфина РФ.
 
Выбираем аудитора

- Как же выбрать аудитора для своей компании? Очевидно, что этот вопрос не сводится только к стоимости услуг аудиторов. Фактически получается, что заказчик допускает совершенно незнакомого человека к ценным и очень важным документам своего предприятия, а это определенный риск…
 
- Безусловно выбор аудитора представляет большую проблему для организаций, поскольку оценить качество аудиторских услуг может только квалифицированный бухгалтер, и то только после завершения аудиторской проверки и получения отчета. Поэтому иногда о низком качестве аудита организация может узнать только через несколько лет. К сожалению, для рынка аудита присущи те-же негативные явления, которые имею место в других отраслях российской экономики. Это так называемый «серый» или «черный» аудит, когда выдается аудиторское заключение без проведения проверки либо проверка была не качественной, без соблюдения требований федеральных стандартов.
Наличие и количество квалификационных аттестатов аудиторов в аудиторской организации еще не является гарантией качества и профессиональных знаний.
Крупные российские компании или компании, расположенные в европейской части России, при выборе аудиторов могут опереться на данные ежегодного рейтинга аудиторских компаний, составляемом на основе предоставленной отчетности по соответствующим показателям.
Такой рейтинг, например, включающий 150 крупнейших аудиторских компаний России, ежегодно составляет Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Но по данным этого рейтинга первую половину списка занимают аудиторские организации из Москвы и Санкт-Петербурга, что конечно ограничивает возможность использования данного рейтинга региональными, в том числе дальневосточными компаниями.
В частности ООО «Аудиторская консалтинговая компания «АФБ» занимает в рейтинге 108 место, вторая дальневосточная аудиторская компания из г. Хабаровска занимает 103 позицию в списке крупнейших аудиторско-консалтиновых компаний России.
К сожалению, подобные рейтинги аудиторских организаций на уровне Приморского края или Дальневосточного региона не проводятся, хотя подобный опыт составления рейтингов аудиторов на уровне субъектов Федерации в России есть.
Основными критериями, по которым можно оценить качество будущих услуг аудиторской организации, являются:
- наличие большого опыты проведения аудиторских проверок;
- наличие в штате организации аудиторов с достаточно высоким уровнем квалификации;
- существенная доля аудиторских услуг в общем объеме выручки аудиторской организации.
Об опыте проведения аудиторских проверок можно судить по количеству лет, в течение которых организация занимается аудитом, а также по количеству аудиторских заключений, ежегодно оформляемых этой организацией.
О наличии в штате аудиторов с высокой квалификацией можно узнать только у постоянных клиентов аудиторской организации. Поэтому если аудиторская организация предоставит список своих клиентов – вы можете выбрать из него те компании, кто вам знаком или мнение которых наиболее значимо для вас, и поинтересоваться у них о качестве предоставленных аудиторских услуг и о квалификации аудиторов.
Доля аудита в общем объеме выручки аудиторской компаний должна занимать от 40 до 70 процентов, это говорит о том, что аудиторским проверкам в данной компании уделяется существенной внимание.
Таким образом, единственный правильный способ выбора аудитора – это изучение аудиторского рынка и получение рекомендаций от постоянных клиентов аудиторских компаний. Конечно, это требует времени, но зато существенно снижает риски возможной ошибки.
 
Чем могут заниматься аудиторы, кроме проведения аудита?

- Федеральный Закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», кроме основной услуги - проведения аудита - предполагает еще и другие направления деятельности для аудиторских организаций. Что именно могут предложить аудиторы своим клиентам, кроме аудиторских проверок? И какую часть доходов стабильной аудиторской компании должен составлять непосредственно аудит?
 
- Когда только готовился Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в него планировали включить пункт о том, что аудиторской организацией может считаться только та компания, у которой доля аудиторских услуг составляет не менее 50% от всей сферы деятельности. Включение данного положения в текст закона привела бы заметному сокращению количества аудиторских компаний на рынке, ведь доход от аудиторской деятельности в компании может составлять и 30 и 40 процентов. Остальной объем дохода аудиторской организации приносит другие виды услуг, поскольку непосредственно аудит имеет сезонный характер.
Федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» дает право аудиторской организации кроме аудита заниматься еще двумя группами услуг:
- сопутствующими аудиту услугами;
- прочими услугами.
К сопутствующим услугам относятся обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляция финансовой отчетности.
В частности обзорная проверка представляет собой ограниченную по объему выполняемых процедур и поставленным задачам аудиторскую проверку. Поэтому по результатам обзорной проверки оформляется аудиторское заключение, но аудитор в нем не выражает свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности. Впрочем, останавливаться подробно на данной группе услуг нет необходимости, поскольку доля этих услуг в практике аудиторов незначительна.
К прочим услугам относятся услуги по ведению бухгалтерского учета, подготовку налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, консультационные и юридические услуги, услуги по оценке имущества, услуги по внедрению бухгалтерских компьютерных программ и тому подобные услуги.
В частности консультационные услуги в основном оказываются по вопросам в области бухгалтерского учета, налогового законодательства, трудового права. Пользователями данных услуг являются преимущественно работники бухгалтерии, когда сталкиваются с какими–либо трудностями в процессе работы, или при подготовке бухгалтерской или налоговой отчетности.
Также существует направление управленческого консалтинга, которое включает консультирование в области управления персоналом, финансового и стратегического менеджмента.
Если говорить об юридических услугах, то к ним относится консультирование и помощь при создании предприятия, разработка договоров, консультирование при налоговых спорах, подготовка жалоб и исковых заявлений в суд по результатам налоговых проверок.
 
Когда нужен консультант

- К каким именно видам консультаций клиенты Владивостока обращаются чаще всего? С чем это связано?
 
- Во Владивостоке компании чаще всего обращаются с просьбами оказать консультацию по налоговому законодательству, при подготовке налоговой отчетности, или при возникновении налоговых споров по результатам налоговой проверки. Все-таки налогообложение для предпринимателей – это достаточно болезненный вопрос, который может привести к большим штрафным санкциям или уголовной ответственности, поэтому в знаниях налогового законодательства заинтересованы как главные бухгалтеры, так руководители компаний.
Бухгалтерские консультации пользуются относительно меньшим спросом, поскольку значительное количество организаций применяют упрощенную систему налогообложения или Единый налог на вмененных доход, когда качество бухгалтерского учета не имеет большого значения для руководства компании.
 
По задаче и проверка

- Перед компаниями стоят разные проблемы, которые они предполагают решить с помощью аудиторов. Какого рода задачи приходится решать аудиторам на практике наиболее часто?
 
- Действительно, спрос рождает предложение, но не наоборот. Если попробовать провести анализ спроса на проведение аудита, можно выделить несколько основных направлений.
Первое. Организация в силу закона подлежит обязательному аудиту, но действительная потребность в проведении аудита у руководства организации отсутствует. В таком случае руководитель организации обычно дает задание своим подчиненным обзвонить аудиторов, которые могли бы предоставить аудиторское заключение за минимальную сумму. Соответственно, и требования к аудитору в таком случае минимальные.
В данной ситуации задача у организации совершенно формальная – просто получить аудиторское заключение, без проведения аудиторской проверки. Для таких клиентов существуют аудиторы, которые специализируются на подготовке заключений без проведения аудита бухгалтерской отчетности, либо проведения формальной проверки. Подобные явления именуются в прессе как «серый» или «черный» аудит, с которым раньше активно боролся Минфин, а сейчас должны бороться и саморегулируемые организации.
Второе. Компания не обязана проводить аудит бухгалтерской отчетности, но есть сомнения в правильности исчисления налогов. В этом случае аудитор сталкивается с более узкой задачей по сравнению с аудитом бухгалтерской отчетности – проведение налогового аудита, по результатам которого не требуется оформлять аудиторское заключение, но в отчете необходимо указать все ошибки при исчислении налогов . В этом случае заказчик желает получить полную гарантию отсутствия в будущем налоговых санкций при проведении налоговой проверки, поэтому данная проверка подразумевает для аудитора более подробную проверку и большую ответственность за возможные ошибки, которые могут привести к штрафным санкциям.
Указанные особенности налогового аудита приводят к более высокой стоимости такой проверки и дополнительной ответственности аудитора, которая может быть зафиксирована в договоре с заказчиком.
Третье. Классическая ситуация, когда аудит для компании является обязательным, но руководство компании осознает те преимущества, которые может дать аудит, поэтому стремится получить максимальную пользу в результате проведения аудита. Эта ситуация является также идеальной для профессионального аудитора, когда есть возможность выполнить работу, используя в полной мере свои знания и опыт, при этом с максимальной эффективностью для заказчика и за адекватное вознаграждение.
При выборе аудитора в этой ситуации следует помнить, что качественное проведение аудита требует определенного технологического времени, поэтому минимальная возможная стоимость аудита, ниже которой эффективность аудита существенно снижается.
Поэтому для компании, которая стремиться найти квалифицированного аудитора, но при этом ограничиться минимальным вознаграждением, существует опасность заключить договор с недостаточно квалифицированным или «черным» аудитором, то есть получить аудиторское заключение без проведения аудита или формально проведенным аудитом.
 
Сколько стоит аудит?

- В разных регионах страны стоимость услуг и товаров сильно отличается. Можно ли то же самое сказать об услугах аудиторских организаций? Чем определяется ценообразование на стоимость аудиторских проверок на территории России?
 
- Стоимость аудиторских услуг в конкретном регионе зависит от уровня его экономического развития и связана в значительной степени с уровнем средней заработной платы региона. Например, если в Москве средняя заработная плата в два раза выше средней заработной платы в г. Владивостоке, то и стоимость аудиторских услуг в Москве в два раза выше, чем в г. Владивостоке. В действительности, связь стоимости аудиторских услуг и средней заработной платы носит более сложный характер, но на качественном уровне этот принцип соответствует действительности.
Если рассматривать отдельно регион, то на первый взгляд стоимость аудиторских услуг должна напрямую зависеть от качества этих услуг, т.е. услуги более высокого качества должны быть дороже, но данный принцип работает только в условиях прозрачного рынка, позволяющего сравнивать качество услуг различных компаний, например с помощью рейтинга.
Фактически региональный рынок аудита не является прозрачным, поэтому действует известный принцип: «в темной комнате все кошки серые». В этом случае предлагаемая аудиторами стоимость аудиторских услуг в пределах одного региона зависит в основном от ценовой политики и уровня агрессивности рекламы, выбранной и применяемой каждой конкретной аудиторской организацией.
В городе Владивостоке применяемая аудиторскими организациями тарифная ставка для расчета аудиторских услуг лежит в диапазоне от 800 рублей в час до 1500 рублей в час.
Стоимость аудиторской проверки определяется произведением часовой тарифной ставки на объем необходимых трудовых затрат, которые определяются при планировании аудиторской проверки.
Объем необходимых трудозатрат зависит прежде всего от объема первичных документов, которые необходимо проверить, сложности операций, которые осуществляет проверяемая организация в процессе своей деятельности, квалификации персонала бухгалтерии, уровнем постановки бухгалтерского учета в проверяемой организации.
 
- Стоимость аудиторских услуг достаточно дорогое удовольствие для нашего города. СРО, конечно, не УФАС, но могут ли у саморегулируемой организации возникнут вопросы в отношении высокой стоимости аудиторских услуг?
 
- Саморегулируемые компании осуществляют исключительно контроль качества аудиторских услуг, то есть проверяют соответствие деятельности компании требованиям законодательства на предмет соблюдения аудиторами качества услуг, принципа независимости и норм аудиторской этики. Стоимость услуг, которые оказывает аудиторская компания, в общем случае не входит в компетенцию СРО.
Однако возможна ситуация, когда СРО вправе проявить интерес к уровню цен на аудиторские услуги, когда стоимость услуг аудиторской компании является слишком низкой, что ставит под сомнение возможность выполнения аудитором необходимых аудиторских процедур и соблюдения им требований федеральных стандартов аудиторской деятельности.
Слишком низкая цена может означать, что аудиторская проверка или не проводилась, или у аудитора имеются какие-либо отношения с заказчиком, что является нарушением норм профессиональной этики и ставит под сомнение независимость аудитора.
Потом все-таки неправильно говорить, что аудит – это дорогое удовольствие.
Не может быть дорогим удовольствием забота о здоровье, мероприятии по экологии, затраты на образование, поскольку это жизненно необходимые расходы, которые следует отличать от расходов на действительно дорогие удовольствия, приобретение предметов роскоши.
Также и аудит является необходимой процедурой цивилизованного рынка, обеспечивающего достоверность информации для инвесторов, снижение предпринимательского риска.
 
Беседовала
Е. КУКСОВА,
фото автора.
 
Впервые опубликовано в газете «Ваш информационный партнер», № 9 (191), май 2010 г.
15.06.2010