Банк России разработал методические рекомендации для кредитных организаций в целях усиления мер по предотвращению финансовых потерь и снижению риска совершения мошеннических операций в отношении денежных средств, находящихся на счетах физических лиц из числа лиц с инвалидностью и иных маломобильных групп населения, в том числе пожилого населения.

В Методических рекомендациях к лицам с инвалидностью (далее – ЛСИ) относятся лица, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности.

Под маломобильными группами населения (далее – МГН) понимаются люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве, а также пожилое население.

В частности, кредитным организациям при заключении договоров об оказании финансовых услуг, предполагающих возможность обслуживания посредством дистанционных (цифровых) каналов, с указанными клиентами рекомендуется предоставить таким клиентам следующие возможности:

– устанавливать ограничения по выполнению операций определенного вида, включая перевод денежных средств, либо максимальной сумме перевода денежных средств за одну операцию и/или за определенный период времени, по закрытию вкладов/счетов, оформлению кредитов, платежных карт, валютно-обменных операций, инвестиционных операций, инициированных посредством дистанционных (цифровых) каналов;

– вводить запрет на подключение дистанционных (цифровых) каналов (например, на регистрацию в мобильном приложении и/или интернет-банке) или на отображение информации по всем либо отдельным счетам клиента из числа ЛСИ и МГН в случае подключения дистанционных (цифровых) каналов, а также на использование платежных приложений;

– формировать закрытый перечень лиц, в пользу которых возможно выполнение перевода денежных средств  посредством дистанционных (цифровых) каналов.

Одновременно кредитным организациям рекомендуется информировать клиента о наличии у него таких возможностей до заключения соответствующего договора об оказании финансовых услуг.

Кроме того, банкам рекомендовано предоставить указанным клиентам возможность скрыть отображение в дистанционных каналах определенных счетов/вкладов и/или платежных карт клиента. При чем, возврат отображения будет возможен только при личном обращении клиента.

Чтобы предотвратить финансовые потери клиентов из числа ЛСИ и МГН вследствие мошеннических действий, банкам следует обеспечить таким клиентам возможность, в том числе без личного присутствия, а также без участия работника или представителя кредитной организации назначить другого клиента данной кредитной организации с его согласия лицом, производящим дополнительный контроль проводимых клиентом операций, то есть назначить помощника. Помощник с согласия клиента будет получать уведомления о планируемых операциях, и сможет отклонить их или подтвердить (сервис «второй руки»).

При этом следует обеспечить маломобильным клиентам и лицам с инвалидностью возможность получить консультацию по вопросам «второй руки» как при личном обращении, так и дистанционно.

Запрос на подключение сервиса «второй руки» и операции, проводимые клиентом с одобрением помощника, рекомендуется дополнительно контролировать на предмет возможных мошеннических действий в отношении Сопровождаемого.

В случае если помощник перестает быть клиентом кредитной организации, кредитной организации рекомендуется произвести отключение сервиса «второй руки» с соответствующим уведомлением об этом.

«Методические рекомендации по обеспечению дополнительной защиты прав потребителей из числа лиц с инвалидностью и иных маломобильных групп населения, а также по усилению мер по предотвращению финансовых потерь и снижению риска совершения мошеннических операций в отношении денежных средств, находящихся на счетах указанных групп клиентов, в ходе предоставления им финансовых услуг посредством дистанционных (цифровых) каналов» (утв. Банком России 09.08.2021 № 11-МР).

Прокрутить вверх