Интернет-интервью с Бездетной Анной Андреевной – начальником отдела контроля торгов и органов власти Управления Федеральной Антимонопольной службы России по Приморскому краю на тему: “Порядок рассмотрения жалоб/проведения внеплановых проверок”

Уважаемые посетители сайта!

Размещаем интернет-интервью с

Бездетной Анной Андреевной

– начальником отдела контроля торгов и органов власти Управления Федеральной Антимонопольной службы России по Приморскому краю

на тему: “

Порядок рассмотрения жалоб/проведения внеплановых проверок

Минфином России 20.10.2023 выпущено письмо № 24-01-07/100177 «Об отказе в принятии жалобы к рассмотрению при отсутствии у участника закупки специальной правоспособности» согласно которому в случае несоответствия участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением № 2571, является основанием для отказа (на основании подпункта “а” пункта 2 части 8 статьи 105 Закона № 44-ФЗ по причине подачи жалобы с нарушением части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ) контрольным органом в сфере закупок в принятии к рассмотрению по существу жалобы в отношении закупки, при осуществлении которой к участникам закупки установлены такие дополнительные требования.

Однако, следует отметить следующее, согласно подпункта “а” пункта 2 части 8 статьи 105 Закона № 44-ФЗ решение об отказе (с обоснованием такого отказа) в принятии жалобы к рассмотрению по существу в случаях, если жалоба подана с нарушением требований статьи 105 Закона №44-ФЗ.

Статьей 105 Закона №44-ФЗ не предусмотрено, что для подачи жалоб участникам необходимо иметь специальную правоспособность.

В связи с чем, при принятии жалобы к рассмотрению антимонопольный орган руководствуется исключительно положениями статьи 105 Закона №44-ФЗ, без его расширительного толкования.

Вместе с тем, следует отметить, что в настоящее время ФАС  России занимается проработкой вопроса о возможности реализации
с точки зрения законности механизма порядка приема жалоб, изложенного в письме Министерства финансов Российской Федерации от 20.10.2023 № 24-01-07/100177, совместно с федеральными органами государственной власти.

В целях пресечения случаев злоупотребления отдельными лицами, направляющими жалобы, правом отзыва жалобы по закупкам, проводимым в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, территориальные органы ФАС России проводят внеплановые проверки на основании информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Соответственно, если отозванная заявителем жалоба содержит информацию, свидетельствующую о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях субъектов контроля, или сотрудниками территориальных органов ФАС России самостоятельно установлены такие признаки в рамках анализа закупки, указанной в отозванной жалобе, данная информация является основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с положениями пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 19 Правил.

Вопросы связанные с практикой применения

  1. Использование КТРУ

В соответствии с Постановлением Правительства №145 определены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В позиции выбранного КТРУ как правило имеются как обязательные, так и необязательные для применения характеристики товара. В случае если Заказчиком при описании объекта закупки установлены все обязательные характеристики и выбраны некоторые необязательные к применению характеристики товара, в результате чего, все характеристики товара соответствуют товару только одного производителя данные действия будут являться нарушением требований законодательства.

В указанной ситуации описание объекта закупки осуществляется при максимальном соблюдении позиции КТРУ, не допуская сужения вариантов производителей товаров до одного.

При этом, существует возможность направить обращение в Минфин России о необходимости уточнения описания товара в КТРУ.

 

Согласно пункту 6 Правил использования каталога установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

При этом пункт 7 Правил использования каталога гласит, что характеристики объекта закупки указываются с использованием ЕИС при формировании извещения об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем Закон № 44-ФЗ не содержит нормы, запрещающие заказчикам размещать в составе извещения отдельный файл с обоснованием необходимости использования дополнительной информации.

Таким образом, в указанном случае заказчик вправе прикрепить такое обоснование в виде отдельного файла.

  1. Использование ограничений, условий допуска и запретов

Во первых, является ли нарушением проведение закупки с установленным Постановлением № 616 запретом (товар входит в перечень) без соблюдения условий, предусмотренных Постановлением № 2014.

Согласно пункту 1 Постановления № 2014 минимальная обязательная доля определяется для тех товаров, работ, услуг, в отношении которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств.

Пунктом 1 Постановления № 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.

Таким образом, Постановление № 2014 не распространяется на закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет на допуск иностранных товаров в соответствии с Постановлением № 616.

 

Применяются ли условия допуска, предусмотренные подпунктом 1.4 пункта 1 приказа Минфина России от 04.06.2018 № 126н (далее – Приказ № 126н), в случае неприменения ограничений допуска по пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 № 1289

Подпунктом 1.4 пункта 1 Приказа № 126н установлено, что в случае  отклонения заявок в соответствии с пунктом 1 Постановления № 1289, контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности  условий, указанных в подпункте 1.4 пункта 1 Приказа № 126н.

Таким образом, если ограничения, предусмотренные пунктом 1 Постановления № 1289, не применялись, положения подпункта 1.4 пункта 1 Приказа № 126 не подлежат применению.

 

В соответствии с постановлением Правительства №878 участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке в том числе номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 4 постановления Правительства РФ № 878 реестровая запись содержит информацию об основных технических и функциональных характеристиках РЭП, которая формируется с учетом подпункта «б» пункта 4(2) и пункта 5 постановления Правительства РФ № 878 на основании сведений, представленных в заявлении о включении радиоэлектронной продукции в реестр либо в соответствии с заключением о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ.

Кроме того, для целей актуализации сведений в т. ч. в отношении технических и функциональных характеристик радиоэлектронной продукции пунктами 4(4) и 7 постановления Правительства РФ
№ 878 установлен порядок и сроки направления заявления о внесении изменений в реестровую запись.

Таким образом, целью указания реестровой записи является подтверждение страны происхождения производства, в связи с чем отклонение заявки исключительно в связи с несоответствием характеристик неправомерно.

(* Письмо Минпромторга России от 04.10.2023 № 106238/12)

 

На основании какого пункта части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ заявка участника закупки отклоняется, при наличии заявки участника, содержащую реестровую запись из единого реестра российской радиоэлектронной продукции

– по пункту 4 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ в случае непредставления в заявке информации и документов, предусмотренных Постановлениями №№ 102, 617, 832, 878, 1289 (ограничения);

– по пункту 5 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ в случае непредставления в заявке информации и документов, предусмотренных Постановлениями №№ 616, 1236

 

 

  1. Вопросы, связанные с использованием структурированной формы извещения при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Во первых следует отметить, что поскольку в соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога при проведении предусмотренных Законом № 44-ФЗ электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, указываются с использованием ЕИС при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона № 44-ФЗ. Соответственно, будут признаны нарушением действия заказчика, указавшего в структурированной форме и приложенном файле, различных характеристик для одного и того же показателя.

В отношении подаваемых заявок на участие в закупках необходимо отметить следующее.

В случае отсутствия характеристик в структурированной форме, при этом наличие характеристик в приложенном файле, которые соответствуют требованиям, такая заявка должна быть признана соответствующей.

В случае наличия противоречий между информацией в структурированной форме заявки и приложенном файле, такая заявка должна быть признана несоответствующей требованиям в связи с предоставлением недостоверной информации

Заказчик при формировании инструкции не вправе предусматривать последствия для заявок, направленных без использования структурированной формы.

 

Относительно вопросов, связанных с СРО следует отметить следующее.

В отношении контроля за соблюдением соответствия фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда

В силу положений ГрК РФ контроль за соблюдением соответствия фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким членом с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельному размеру обязательств, исходя из которого таким членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств возлагается на саморегулируемую организацию.

При рассмотрении заявок участников закупки комиссия по осуществлению закупок руководствуется сведениями о размере взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, размещенными в Реестре.

Обращаем внимание на изменение 1 мая 2022 г размер обязательств по одному договору строительного подряда, работы по которому вправе выполнять подрядчик, не имеющий членства в СРО.

Размер обязательств увеличен  до 10 млн. рублей

Кроме того, требовать от участника выписки из реестра членов СРО

 

В отношении требований к участникам также стоит отметить, наличие исключительно отсылки в извещении о проведении закупочной процедуры на соответствующие статьи Закона №44-ФЗ (ст. 31, ст. 43) не является исполнением требований действующего законодательства.

Заказчики должны в полном объеме указывать какие требования установлены в закупке, а также какие документы участник закупки должен предоставить в своей заявке, какие документы направляются оператором электронной площадки. При этом, если в ЕИС отсутствует возможность указать развернуто в соответствии с ПП 60 от 27.01.2022 года у Заказчиков присутствует прикрепить файл с соответствующей информацией.

 

Одним из типовых нарушений является отсутствие дополнительных требований в соответствии с Постановлением Правительства №2571 ввиду того, что вид или сфера Заказчика не согласуется с наименованием соответствующего раздела Дополнительных требований.

 

Обращаем внимание, что вид или сфера деятельности заказчика не образует условия применения дополнительных требований к участникам закупки. Наименования разделов Приложения к Постановлению № 2571 сформированы в отношении сферы закупки (сферы закупаемых товаров, работ, услуг) и не предусматривают соотнесения с видами или сферами деятельности заказчика.

 

Данная позиция также отражена в письме Минфина России от 14.02.2022 №24-01-09/10138 «О направлении информации о применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ».

 

Прокрутить вверх