Важным пунктом которого является то, что любое взаимодействие коллекторов и кредиторов с третьими лицами возможно только после получения письменного предварительного согласия соответствующих лиц.
1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 254-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Данным документом предусмотрено, что любое взаимодействие (телефонные звонки, встречи) с третьими лицами (членами семьи, соседями должника), направленное на возврат просроченной задолженности, может осуществляться только в случае получения письменного согласия как должника, так и третьих лиц. Закон также предусматривает их право в любое время отозвать такое согласие. Для кредитных организаций (банков) поправки применимы только в отношении кредитных договоров, заключенных после 1 июля текущего года.

УФССП России по Приморскому краю, как орган, уполномоченный осуществлять контроль за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, будет проверять каким образом соблюдается это требование законодательства.

Напомним, что законодательством Российской Федерации установлены правила взаимодействия организаций, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженностей, с гражданами. Так, предельное количество звонков и сообщений: один раз в сутки, два – в неделю и восемь – в месяц; взаимодействие возможно в рабочие дни с 8:00 до 22:00, а в выходные и нерабочие праздничные дни – с 9:00 до 20:00. Очные встречи возможны не чаще, чем один раз в неделю в то же время. Кроме того, представители таких организаций должны называть свои фамилии и должности, им запрещено угрожать или применять физическое и психологическое воздействие. Однако, нередко недобросовестные взыскатели данными обязательствами пренебрегают, используют неправомерные способы влияния на должников. За нарушение вышеперечисленных правил предусмотрена административная ответственность по статье 14.57 КоАП РФ, в случае установления наличия в их действиях состава преступления, соответствующие материалы передаются в полицию.

В целом же, в текущем году УФССП России по Приморскому краю приняты к рассмотрению 115 жалоб на нарушения прав и интересов приморцев микрофинансовыми, кредитными и коллекторскими организациями, занимающимися возвратом долгов. Основными правонарушениями, выявленными при рассмотрении обращений, являлись факты превышения допустимого количества телефонных звонков, а также психологического давления на должника.

По результатам рассмотрения обращений в отношении 17 юридических лиц (13 МФО и 4 коллекторов) возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.57 КоАП РФ «Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». В настоящее время материалы направлены в суд для рассмотрения по существу.

Для защиты своих прав и законных интересов граждане вправе обратиться в УФССП России по Приморскому краю (г. Владивосток, ул. Светланская, 12, тел. 8 (423) 241-34-12). К обращению желательно приложить копию договора займа, детализацию телефонных переговоров, скрин-шоты смс-сообщений, аудиозаписи телефонных разговоров и иные подтверждающие документы.

Пресс-служба УФССП России
по Приморскому краю.
Прокрутить вверх