Правительство Приморского края утвердило Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, которое вступает в силу с 3 июля 2022 года.
Предметом регионального государственного надзора является:
1) Соблюдение юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, а также физическими лицами требований, предъявляемых:
– к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники;
– к порядку выдачи и оформления паспортов (в том числе электронных) изготовителями самоходных машин и других видов техники;
– к мобилизационной готовности самоходных машин и других видов техники, предоставляемых на основании указов Президента РФ вооруженным силам Российской Федерации, а также другим войскам и воинским формированиям.
2) Соблюдение физическими лицами требований, установленных Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», к страхованию гражданской ответственности владельцев самоходных машин и других видов техники;
3) Исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Региональный государственный контроль в указанной сфере проводится государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием и эксплуатацией самоходных машин и других видов техники, аттракционов Приморского края.
Объекты регионального государственного надзора:
– деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
– результаты деятельности контролируемых лиц;
– самоходные машины и другие виды техники, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются, к которым предъявляются обязательные требования.
Риск-ориентированный подход
При региональном государственном строительном надзоре применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Инспекция относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска: высокий риск, значительный риск, средний риск, низкий риск.
Периодичность проведения плановых контрольных мероприятий в отношении объектов государственного надзора зависит от присвоенной категории риска.
Категория высокого риска – 1 раз в 2 года проводится выездная проверка, или документарная проверка, или выборочный контроль, или инспекционный визит.
Категория значительного риска – выездная проверка, или документарная проверка, или выборочный контроль – 1 раз в 4 года либо, инспекционный визит 1 раз в 3 года.
Категория среднего риска – выездная проверка, или документарная проверка, или выборочный контроль – 1 раз в 6 лет, либо инспекционный визит 1 раз в 4 года.
В отношении объектов низкой категории риска плановые контрольные мероприятия не проводятся.
Объекты надзора относятся к категориям риска исходя из количества зарегистрированных единиц техники и количества вступивших в законную силу решений о назначении административного наказания за правонарушения, предусмотренные статьями 9.3, 12.37, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.6 КоАП РФ:
– к категории высокого риска – зарегистрировано 70 и более единиц техники; вступили в законную силу три и более решений о назначении административного наказания;
– к категории значительного риска – зарегистрировано от 41 до 70 единиц техники; в законную силу вступили два решения о назначении административного наказания;
– к категории среднего риска – зарегистрировано от 11 до 40 единиц техники; вступило в законную силу одно решение о назначении административного наказания;
– к категории низкого риска – зарегистрировано 10 или менее единиц техники; отсутствуют вступившие в законную силу решения о назначении административного наказания за правонарушения.
Профилактика рисков
В Положение о региональном государственном контроле включена профилактика рисков, которая используется для стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами.
К профилактическим мероприятиям относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование и профилактический визит.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в надзорный орган возражение в письменной или электронной форме в течение 20 дней после его получения. Возражение рассматривается инспекцией в течение 20 рабочих дней со дня регистрации.
Профилактические визиты могут проводиться в отношении объектов надзора всех категорий риска. Обязательный профилактический визит проводится в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям высокого и значительного риска.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется не позднее, чем за пять рабочих дней до даты его проведения. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать один рабочий день.
Контрольные мероприятия
Взаимодействие должностных лиц с контролируемым лицом происходит при проведении выборочного контроля, инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной проверки, выездной проверки.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводится наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.
В ходе выборочного контроля могут проводиться осмотр, получение письменных объяснений, истребование документов. Выборочный контроль проводится на плановой и внеплановой основе.
Инспекционный визит проводится по месту нахождения контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного надзора. В ходе инспекционного визита могут проводиться осмотр, опрос, получение письменных объяснений, инструментальное обследование, истребование документов. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте деятельности контролируемого лица либо на одном производственном объекте не может превышать одного рабочего дня. Инспекционные визиты проводятся на плановой и внеплановой основе.
Мероприятиями рейдового осмотра являются осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб, инструментальное обследование, экспертиза. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать 10 рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать 1 рабочего дня.
Плановые рейдовые осмотры не проводятся. Внеплановый рейдовый осмотр проводится по согласованию с органами прокуратуры.
В ходе документарной проверки могут быть получены письменные объяснения, истребованы документы, проведена экспертиза. Срок проведения документарной проверки не может превышать десяти рабочих дней. Документарные проверки проводятся на плановой и внеплановой основе. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
В ходе выездной проверки могут совершаться осмотр, досмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб, инструментальное обследование, испытание, экспертиза. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется не позднее, чем за двадцать четыре часа до ее начала. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. Выездные проверки проводятся на плановой и внеплановой основе.
Досудебное обжалование
Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены, имеют право на досудебное обжалование:
– решений о проведении контрольных мероприятий;
– актов контрольных мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
– действий инспекторов в рамках контрольных мероприятий.
Жалоба на решение инспекции, действия (бездействие) ее должностных лиц рассматривается руководителем инспекции (в его отсутствие – лицом, исполняющим его обязанности).
Постановление Правительства Приморского края от 22.10.2021 № 691-пп «О региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники» (вместе с «Положением о региональном государственном контроле…»).