10 ноября 2020 г. в законную силу вступило решение Приморского краевого суда по делу индивидуального предпринимателя С.Д.В., который обратился с исковым заявлением с просьбой признать недействующим абзац 16 пункта 7.19 Правил благоустройства, как не соответствующий действующему законодательству Российской Федерации, а именно: части 23 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», который имеет большую юридическую силу, со дня вступления в силу Правил благоустройства, принятых решением Думы города Владивостока от 15 августа 2018 года № 45-МПА.

Абзацем 16 пункта 7.19 Правил благоустройства предусмотрено, что при размещении на территории Владивостокского городского округа вывесок запрещается окраска и покрытие декоративными пленками поверхности остекления витрин.

 

Позиция Истца

 

В обоснование заявленных требований Истец указал, что требования статьи 19 Закона о рекламе в части получения разрешений не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики в случае размещения рекламы непосредственно на указанных объектах (без использования конструкций и приспособлений, предназначенных только для размещения рекламы). Таким образом, Закон о рекламе позволяет размещать рекламу на здании с помощью краски или наклейки плакатов, пленки, в том числе на внутренних или внешних окнах, витринах, если отсутствуют технические средства стабильного территориального размещения.

В то же время, абзацем 16 пункта 7.19 Правил благоустройства установлен запрет на окраску и покрытие декоративными пленками поверхностей остекления витрин. При этом не содержится каких-либо исключений относительно информации, которая содержится на такой пленке или нанесена при помощи краски.

В то же время при оклеивании декоративной пленкой либо при нанесении краской на витрины может быть размещена информация рекламного характера. При этом Истец полагает, что в соответствии с абзацем 9 пункта 1.5 Правил благоустройства пленка или окраска витрин не является вывеской, так как это не является конструкцией.

30 марта 2019 года ИП С.Д.В., осуществляя торговую деятельность в помещении магазина «К», был привлечен к административной ответственности за нарушение пунктов 7.7, 7.8, 7.19 Правил благоустройства в связи с тем, что витрина магазина оклеена декоративной пленкой, на которой содержится информация рекламного характера.

По мнению Истца, размещение рекламы на фасаде здания, в котором находится магазин, направлено на привлечение внимания неопределенного круга лиц к магазину «К», при этом абзац 16 пункта 7.19 Правил благоустройства, устанавливающий запрет на окраску и покрытие декоративными пленками поверхностей остекления витрин, нарушает его права и законные интересы, создавая препятствия для ведения предпринимательской деятельности.

 

Позиция Суда

 

В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

Перечень вопросов, которые могут регулироваться правилами благоустройства территории муниципальных образований, закреплен в части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ.  К их числу относятся вопросы размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установка вывесок, установление внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений и сооружений.

Согласно пункту 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Из приведенных выше норм следует, что органу местного самоуправления предоставлено право регулировать вопросы обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан, поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений.

Вывески, размещаемые на фасадах, крышах или иных внешних поверхностях зданий, сооружений, включая витрины, представляют собой один из элементов благоустройства.

Вопросы размещения таких вывесок как элементов благоустройства относятся к вопросам местного значения.

В суде установлено, что решением Думы города Владивостока от 9 августа 2018 года утверждены «Правила благоустройства территории Владивостокского городского округа» – муниципальный правовой акт от 15 августа 2018 года №  45-МПА.

 

Какая информация признается рекламой

 

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 письма Федеральной антимонопольной службы от 27 декабря 2017 года № АК/92163/17 рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.

Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит объекта рекламирования.

Таким образом, исходя из фотографий, представленных в материалы дела представителем административного истца, где на витрине магазина «К» с использованием клейкой пленки размещена вывеска с изображением крысы с сыром и информацией, содержащей адрес сайта в сети Интернет и надписью «интернет-магазин», при этом данная информация не содержит конкретных сведений ни об услугах, ни о товаре, ни об условиях приобретения или использования товара, и, вопреки доводам административного истца, размещенная информация не подпадает под понятие рекламы.

ФАС России в пункте 8 письма от 27 декабря 2017 года № АК 92163  также указала, что статья 19 Закона о рекламе определяет порядок размещения не любой наружной рекламы, а только распространяемой с помощью рекламных конструкций, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановках общественного транспорта.

В случае размещения рекламы на здании с помощью краски или наклейки плакатов, пленки, в том числе на внутренних или внешних окнах, отсутствуют технические средства стабильного территориального размещения, соответственно распространение такой рекламы не подпадает под регулирование статьи 19 Закона о рекламе.

Пунктом 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе установлено, что данный Закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведения рекламного характера.

Содержание абзаца 16 пункта 7.19 раздела 7 Правил благоустройства, запрещающее при размещении вывесок окраску и покрытие декоративными пленками поверхности остекления витрин, имеет целью поддержание в надлежащем виде фасадов зданий и улучшение эстетического состояния территории Владивостокского городского округа.

 

Решение Суда

 

Исходя из изложенного, суд счёл, что абзац 16 пункта 7.19 Правил благоустройства не может рассматриваться как противоречащий части 23 статьи 19 Закона о рекламе. Несоответствие оспариваемой нормы другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, не установлено.

В связи  с этим суд отказал в удовлетворении административного иска о признании недействующим абзаца 16 пункта 7.19 Правил благоустройства территории Владивостокского городского округа, принятых решением Думы города Владивостока от 15 августа 2018 года № 45-МПА.

Решение Приморского краевого суда от 24.09.2020 № 3а-260/2020 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абз. 16 п. 7.19 Правил благоустройства территории Владивостокского городского округа, принятых решением Думы города Владивостока от 15.08.2018 № 45-МПА>.

Share on vk
Share on email
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Пролистать наверх