Актуализирована Стратегия развития судостроительной промышленности России: планирование расширили до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050 года.
В новой редакции документа представлен актуальный анализ внутреннего и мирового спроса на суда. Документ определяет основные направления госполитики в сфере развития судостроительной промышленности страны на период до 2036 г.
Разработчики стратегии обратили внимание, что уровня ввода судов в эксплуатацию, который наблюдается в последние годы, недостаточно для компенсации ожидаемого выбытия устаревшего флота, и в ближайшем будущем судостроение может столкнуться с резким сокращением общего количества действующих судов.
Одним из наиболее серьезных проблемных вопросов в судостроительной промышленности назван дефицит построечных и спусковых сооружений для серийного производства крупнотоннажных кораблей и судов.
Цель стратегии – к 2036 г. достичь доли отечественного комплектующего оборудования в общей стоимости не меньше 50% (по гражданскому судостроению), а к 2050 г. – 80%.
Стратегия предполагает, что к 2036 г. доля гражданского флота собственной постройки в общем выпуске судов дойдет до 61%. Суммарная стоимость сданных за пять лет гражданских судов оценивается в 41,05%.
Для достижения целей стратегии, по мнению разработчиков документа, необходимы строительство новых верфей, обновление доков, поддержка модернизации существующих заводов и кратное повышение производительности.
Обновленная стратегия предполагает интенсивное развитие отрасли. Так, уровень загрузки действующих производств к 2036 году должен вырасти до 61%, а к 2050 году – до 73%.
Долю серийных судов, выпускаемых российскими предприятиями, предполагается нарастить с 30 до 50% от общего объема судостроения к 2036 году и до 80% – к 2050 году.
Особый упор будет сделан на строительстве флота для работы на маршрутах Северного морского пути (Севморпуть, СМП). К 2036 году число судов, курсирующих по этому направлению, должно увеличиться до 51, а к 2050 году – до 135.
Кроме того, документ предполагает внедрение механизмов подготовки, привлечения и мотивации сотрудников судостроительных предприятий. Ожидается, что это позволит увеличить общую численность работников отрасли с нынешних 166 тыс. человек до 190 тыс. в 2036 году и до 200 тыс. человек в 2050 году.
Распоряжение Правительства РФ от 22.04.2025 № 1001-р <О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 28.10.2019 № 2553-р>.