Концепция на период до 2035 года утверждена Министерством науки высшего образования Российской Федерации.
Концепция закрепляет цели и задачи научно-популярного туризма (НПТ), является основой для планирования, определения основных направлений совершенствования механизмов развития НПТ, включая молодежный и детский НПТ.
Согласно документу, молодежный научно-популярный туризм – это туризм по маршрутам НПТ лиц в возрасте от 18 до 35 лет.
Детский научно-популярный туризм – это форма организации образовательной и просветительской деятельности для детей. Такой вид туризма предполагает посещение научных, инновационных, образовательных организаций, проведение мероприятий в экспедиционном формате, а также участие детей в научных сменах в детских оздоровительных лагерях и создание для детей сетевых образовательных модулей.
НПТ определен в документе как временные выезды (путешествия) в познавательных, профессионально-деловых и иных целях, по определенным утвержденным маршрутам с посещением инфраструктуры научных, инновационных, образовательных организаций.
Выделены перспективные направления развития НПТ:
– путешествия в формате научных экспедиций, цель – рекреация и получение новых знаний, проведение практических исследований полезных ископаемых и других природных ресурсов;
– увеличение практической и интерактивной составляющей в экскурсионных маршрутах НПТ;
– запуск научно-популярных маршрутов выходного дня;
– разработка длительных маршрутов с предоставлением возможности прохождения практической подготовки на базе объектов НПТ;
– формирование межрегиональных маршрутов НПТ.
Объектами туризма могут быть ВУЗы, научно-исследовательские институты, научно-производственные учреждения, высокотехнологичные, градообразующие и значимые производства и их лаборатории, места археологических и палеонтологических раскопок, геологические и биологические экспедиции, музеи, наукограды.
«Концепция развития научно-популярного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» (утв. Минобрнауки России 25.01.2023 № ВФ/1-Кн).
Фото: unsplash.com