Правительство Приморского края утвердило Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Приморского края.
Предметом регионального государственного надзора является:
– соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства запретов и ограничений, установленных статьями 2 – 4 Федерального закона от 8 августа 2024 года № 304-ФЗ “О запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним…».
Региональный государственный контроль осуществляется министерством промышленности и торговли Приморского края.
Объекты регионального государственного надзора:
– деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Приморского края, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
– результаты деятельности граждан и организаций в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических);
– здания, помещения, сооружения, территории, оборудование, устройства, предметы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются в рамках осуществления деятельности в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков.
Учет объектов контроля ведется в государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности».
Риск-ориентированный подход
Надзорный орган относит объекты надзора к одной из категорий риска причинения вреда: средний риск, умеренный риск, низкий риск.
Критерием отнесения к категории среднего риска является наличие вступивших в законную силу постановлений о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения за год, предшествующий году принятия министерством решения об отнесении объектов контроля к определенной категории риска.
Критерием отнесения к категории умеренного риска является наличие предостережений, выданных контролируемому лицу за три года, предшествующих году принятия министерством решения об отнесении объектов контроля к определенной категории риска.
Объекты, несоответствующие вышеуказанным критериям, относятся к категории низкого риска. В случае если объект контроля не отнесен к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
Профилактика рисков
В Положение о региональном государственном контроле теперь включается профилактика рисков, которая используется в целях устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований.
К профилактическим мероприятиям относятся информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование и профилактический визит.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения в течение 10 дней подать в надзорный орган возражение в бумажном виде почтовым отправлением либо иными указанными в предостережении способами.
Возражение рассматривается контрольным органом в течение 10 календарных дней со дня его регистрации.
Обязательный профилактический визит проводится министерством в отношении контролируемых лиц, а также принадлежащих им объектов контроля, отнесенных к определенной категории риска, с учетом периодичности проведения.
Срок проведения профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы.
Плановые и внеплановые мероприятия
Взаимодействие должностных лиц с контролируемым лицом происходит при проведении таких плановых и внеплановых мероприятий как наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование, документарная проверка, выездная проверка, инспекционный визит.
Выездное обследование проводится по месту осуществления деятельности контролируемого лица (его обособленных подразделений) в целях визуальной оценки соблюдения им обязательных требований.
В ходе выездного обследования должностное лицо осматривает общедоступные (открытые для посещения неограниченным кругом лиц) объекты.
Документарная проверка проводится по месту нахождения министерства. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие действия: получение письменных объяснений, истребование документов. Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней.
Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля. Срок проведения выездной проверки не может превышать десяти рабочих дней. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала. В ходе проведения выездной проверки осуществляются следующие действия: осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, отбор проб (образцов), экспертиза.
Инспекционный визит проводится по месту нахождения контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) объекта.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные действия: осмотр, опрос, получение письменных объяснений, истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте осуществления деятельности контролируемого лица.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника объекта. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте (территории) не может превышать одного рабочего дня.
Досудебное обжалование
Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены, имеют право на досудебное обжалование:
– решений о проведении контрольных мероприятий;
– актов контрольных мероприятий и обязательных профилактических визитов, предписаний об устранении выявленных нарушений;
– действий (бездействия) должностных лиц в рамках контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов.
Жалоба подается министру промышленности и торговли Приморского края.
Индикаторы риска нарушения обязательных требований
Индикаторами риска нарушения обязательных требований в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) являются:
– наличие в министерстве информации по одному объекту контроля о двух и более случаях реализации безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) с нарушением обязательных требований;
– наличие на территории зданий, строений, сооружений, помещений, используемых для реализации безалкогольных тонизирующих напитков организаций, осуществляющих детскую, образовательную, медицинскую деятельность;
– продажа безалкогольных тонизирующих напитков в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, в открытых общественных местах при проведении массовых молодежных культурно-зрелищных и спортивных мероприятий;
– наличие в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров в течение календарного месяца сведений о реализации в объекте розничной торговли безалкогольных тонизирующих напитков, ранее выведенных из оборота;
– наличие в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров сведений об объекте розничной торговли, осуществляющем оборот безалкогольных тонизирующих напитков с истекшим сроком годности;
– отсутствие сведений в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров о регистрации субъекта контроля.
Постановление Правительства Приморского края от 07.03.2025 № 219-пп «О региональном государственном контроле (надзоре) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Приморского края» (вместе с «Положением о региональном государственном контроле…»).
Фото: unsplash.com