Законодательство о рекламе: правоприменительная практика – 2024

В первом полугодии 2024 года Приморским УФАС России рассмотрено 42 дела возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Наверное, впервые за несколько лет, лидером по количеству стала реклама финансовых услуг, финансовой деятельности. Такую категорию нарушений мы выявляем по представленным материалам Дальневосточного ГУ Банка России (11 дел).

Контроль за соблюдением рекламного законодательства при рекламировании финансовых услуг наряду с рекламой медицинских услуг, алкогольной или табачной продукции является одним из приоритетных направлений в деятельности отдела.

Финансовые услуги в настоящее время пользуются большим спросом, потребитель пытается выбрать наиболее эффективный и выгодный способ вложения или получения денежных средств. Соответственно достоверность рекламы и соответствие ее восприятия потребителем имеют существенное значение для защиты прав граждан.

Требования к рекламе установлены в ФЗ «О рекламе». Закон определяет общие требования к рекламе и выделяет специальные требования к отдельным видам рекламы.

Так в рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности должны соблюдаться и общие обязательные требования (статья 5) и специальные требования установленные в статье 28 ФЗ «О рекламе».

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

ПРИМЕРЫ НАРУШЕНИЙ:

– распространение рекламы финансовых услуг в отсутствие разрешительных документов на право осуществления такого вида деятельности;

– отсутствие в рекламе информации о лице, оказывающем услуги;

– реклама не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности доходности вложений, если такая эффективность доходности вложений не может быть определена на момент заключения соответствующего договора;

– реклама не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

– не допускается реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ “О потребительском кредите (займе)”.

В рекламе содержится информация о предоставлении займов под залог паспорта транспортного средства (далее – ПТС).

Действующим законодательством не запрещено хранение имущества (автотранспортного средства) у заемщика, который по согласованию сторон может передать заимодавцу ПТС. При этом предметом залога является автотранспортное средство, а не ПТС.

ИЗМЕНЕНИЯ

Часть 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона “О потребительском кредите (займе)” (диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований настоящего Федерального закона по видам потребительского кредита (займа)). Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Изменена часть 6 статьи 14.3 КоАП РФ.

Сейчас за распространение кредитной организацией или микрофинансовой организацией рекламы услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, с нарушением требований, указанных в части 3 статьи 28 ФЗ “О рекламе”, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от шестисот тысяч до одного миллиона шестисот тысяч рублей.

Рекламодатель несет ответственность за все части статьи 28, рекламораспространитель нет. Но мы призываем СМИ….

Вы должны понимать, что так как в вашей продукции происходит размещение рекламной информации, то Вы в любом случае будете иметь статус рекламораспространителя.

Е. В. СОЛДАТОВА, заместитель руководителя  Приморского УФАС России – начальник отдела контроля  рекламы и недобросовестной конкуренции

 

Прокрутить вверх