Интернет-интервью Бездетной Анны Андреевны – начальника отдела контроля торгов и органов власти Приморского УФАС на тему: “Основные нарушения требований законодательства о контрактной системе”

Уважаемые посетители сайта!

Размещаем интернет-интервью

Бездетной Анны Андреевны – начальника отдела контроля торгов и органов власти Приморского УФАС

на тему:

“Основные нарушения требований законодательства о контрактной системе в 1 полугодии 2024 года”

Проведя анализ рассмотренных жалоб, были выделены наиболее частые нарушения, на которые мы сегодня обратим внимание.

 

 

1 – Порядок применения Постановления Правительства № 2571

        

К участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования.

Одним из типовых нарушений является отсутствие дополнительных требований в соответствии с Постановлением Правительства №2571 ввиду того, что вид или сфера Заказчика не согласуется с наименованием соответствующего раздела Дополнительных требований.

 

Обращаем внимание, что вид или сфера деятельности заказчика не образует условия применения дополнительных требований к участникам закупки. Наименования разделов Приложения к Постановлению № 2571 сформированы в отношении сферы закупки (сферы закупаемых товаров, работ, услуг) и не предусматривают соотнесения с видами или сферами деятельности заказчика.

 

Данная позиция также отражена в письме Минфина России от 14.02.2022 №24-01-09/10138 «О направлении информации о применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. № 360-ФЗ».

Следует отметить, что помимо видов работ, товаров или услуг, следует обращать внимание на начальную (максимальную) цену контракта, поскольку положениями Постановления 2571 установлен минимальный размер цены контракта.

Соответственно, в случае если НМЦК не превышает установленный размер, устанавливая дополнительные требования Заказчик допускает нарушение требований пункта 12 части 1 статьи 42 Закона №44-ФЗ.

 

Дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные позицией 9 раздела II приложения к Постановлению № 2571, устанавливаются в случае, если объектом закупки является именно комплекс работ по благоустройству, но ни каким нормативным актом не установлен перечень работ, входящий в такой комплекс, в связи с чем на этапе формирования извещения возникают вопросы в части того каким критерием комплексности необходимо руководствоваться и какие работы входят в комплекс.

Следует отметить, что в силу абзаца 21 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правилами благоустройства территорий муниципальных образований устанавливаются:

– требования к благоустройству и элементам благоустройства;

– перечень мероприятий по благоустройству;

– порядок и периодичность их проведения.

Соответственно при формировании извещения и определения необходимости установления дополнительных требований следует руководствоваться  местными нормативно правовыми актами.

 

Помимо нарушений, выявляемых в действиях субъектом контроля Приморского УФАС России, следует отметить, что участились случаи предоставления недостоверных документов и сведений участниками закупок, при подтверждении опыта в соответствии с Постановлением 2571, Постановлением 2604.

 

В этой связи, обращаем внимание, что Комиссией по осуществлению закупок должны приниматься любые разумные меры по проверке представленных сведений.

 

В настоящее время ФАС России активно ведет работу по выявлению представляемых участниками закупок недостоверных сведений, информация о результатах которой размещается на сайте ФАС России (https://fas.gov.ru/pages/reestr_kompanij_nedostoverno) в целях помощи, в том числе комиссиям заказчиков, а также комиссиям по контролю в сфере закупок антимонопольных органов.

 

Здесь, стоит обратить внимание на характеристики предоставляемые в составе заявки на закупку медицинских изделий.

Согласно пп. «г» п. 10 постановления Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416 эксплуатационная документация производителя на мед.изделие, в том числе инструкция по применению или руководство по эксплуатации входит в перечень документов, которые предоставляются для государственной регистрации мед.изделия.

С учетом части 4 статьи 38 Закона № 323-ФЗ на территории РФ разрешается обращение мед.изделий, прошедших государственную регистрацию.

Актуальные сведения в отношении мед.изделий, разрешенных к обращению на территории РФ, отражены в инструкциях по применению мед.изделий, содержащихся в государственном реестре мед.изделий и организаций (ИП), осуществляющих производство и изготовление мед.изделий.

Таким образом, в случае несоответствия характеристик, представленных участником закупки в заявке, сведениям, содержащимися в реестре Росздравназора, заявка подлежит отклонению.

 

 

Вопросы, связанные с предоставлением недостоверных сведений, также часто поднимаются при проведении закупок на бананы

В силу положений подпункта «б» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в закупке должна содержать наименование страны происхождения товара.

При этом пунктом 3 части 5 статьи 48 Закона № 44-ФЗ определено, что при рассмотрении первых частей заявок на участие
в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся
в первой части заявки на участие в закупке.

В соответствии с разделом 1 «Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств» от 20.11.2009 (далее — Соглашение) подтверждением страны происхождения товара может являться сертификат о происхождении товара, выдаваемый по форме СТ-1, уполномоченными органами на территории соответствующего государства – участника Соглашения, либо иной документ, выданный в установленном порядке.

Приморское УФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 2.1 и подпунктом «б» пункта 2.2 Соглашения установлено, что товарами, полностью произведенными в государстве – участнике Соглашения, считается, в частности, продукция растительного происхождения, выращенная и/или собранная в данной стране.

Вместе с тем согласно пункту 2.4 Соглашения в случае участия в производстве товара третьих стран, помимо
государств – участников Соглашения, страна происхождения товара определяется в соответствии с критерием достаточной обработки/переработки товара.

Таким образом, если участник закупки в целях предоставления сведений о стране происхождения в соответствии с Приказом № 126н в своей заявке декларирует страну происхождения свежих бананов – Россию, заявка такого участника содержит недостоверные сведения, в связи с чем подлежит отклонению.

  • Письмо ФАС России от 10.03.2023 № ПИ/17471/23;
  • Письма Минсельхоза России от 15.04.2020 № 19/2051, от 25.02.2021 № 18/36

 

Применение Постановления Правительства 616

 

Обращаем внимание, что согласно позиции, изложенной в совместном письме Минпромторга РФ и ФАС России от 12.08.2022 №УА-77839/12, №ПИ/76184/22, при размещении информации о проведении процедуры закупки, указываются характеристики промышленного товара, идентичные характеристикам, представленным заказчиком в Минпромторг РФ для получения разрешения, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 постановления №616.

Установление заказчиком дополнительных характеристик товара, касающихся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик оборудования и не содержащихся в разрешении, не допускается.

 

 

Порядок подтверждения страны происхождения
в целях применения Постановления № 616

 

В соответствии с пунктами 6 и 7 Постановления № 616 подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации 2 является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, включаемой в данный реестр на основании заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемого Минпромторгом России в соответствии с Постановлением № 719 (далее – Заключение) и содержащего для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий), информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий).

Таким образом, Заключения на такую промышленную продукцию, в которых отсутствует информация о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий), не могут быть использованы для подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации в целях применения Постановления № 616.

Учитывая изложенное, заявка участника закупки, предоставившего сведения о производстве предлагаемого к поставке товара, заключение которого не содержит информацию о совокупном количестве баллов, подлежит отклонению.

 

  • Письмо ФАС России от 17.07.2024 № ПИ/63206/24
  • Письмо Минпромторга России от 22.02.2024 № КА-17291/07

 

 

В соответствии с постановлением Правительства №878 участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке в том числе номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 4 постановления Правительства РФ № 878 реестровая запись содержит информацию об основных технических и функциональных характеристиках РЭП, которая формируется с учетом подпункта «б» пункта 4(2) и пункта 5 постановления Правительства РФ № 878 на основании сведений, представленных в заявлении о включении радиоэлектронной продукции в реестр либо в соответствии с заключением о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ.

Кроме того, для целей актуализации сведений в т. ч. в отношении технических и функциональных характеристик радиоэлектронной продукции пунктами 4(4) и 7 постановления Правительства РФ
№ 878 установлен порядок и сроки направления заявления о внесении изменений в реестровую запись.

Таким образом, целью указания реестровой записи является подтверждение страны происхождения производства, в связи с чем отклонение заявки исключительно в связи с несоответствием характеристик неправомерно.

(* Письмо Минпромторга России от 04.10.2023 № 106238/12)

 

На основании положений частей 1, 2 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляются с учетом требований энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Правилами установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1221.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 7 Правил к первоочередным требованиям энергетической эффективности относятся – наличие класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов для многоквартирных домов, в которых приобретаются помещения для государственных и муниципальных нужд.

Указанное требование распространяется на все жилые помещения, которые приобретаются для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, при составлении описания объекта закупки заказчик обязан установить класс энергетической эффективности к многоквартирному дому.

 

  • Письмо Минфина России от 21.06.2023 № 24-06-06/57803

 

 

Помимо указанных нарушений считаем необходимым осветить ряд вопросов, связанных с реестром недобросовестных поставщиков.

 

Частью 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта
в соответствии с гражданским законодательством.

Учитывая изложенное и исходя из совокупного толкования норм гражданского законодательства, в случае если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных государственным/ муниципальным контрактом, такой контракт возможно расторгнуть по соглашению сторон.

Вместе с тем основания для заключения контракта со вторым участником закупки при расторжении государственного/ муниципального контракта по соглашению сторон отсутствуют.

 

В заключении стоит отметить, что несмотря на то, что Постановлением Правительства 1078 определен закрытый перечень документов, обязательных к приложению к обращению Комиссия рассматривает все представленные документы (переписка, акты и прочие документы). Соответственно в случае если по мнению Заказчика организация ведет себя недобросовестно при исполнении контракта, в материалы дела следует представлять все документы и сведения, подтверждающие такое недобросовестное поведение.

 

Прокрутить вверх