Уважаемые пользователи,
размещаем интернет-интервью с
Аристарховой Еленой Юрьевной, заместителем начальника отдела по взаимодействию с работодателями КГКУ «Приморский центр занятости населения» и Кузнецовой Оксаной Владимировной, начальником отдела организационного обеспечения и контроля (надзора) министерства профессионального образования и занятости населения Приморского края
на тему:«Квотирование рабочих мест для инвалидов»
Квотирование рабочих мест – это их резервирование для приема на работу инвалидов. Квота – это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565-Фз «О занятости населения в Российской Федерации» квота для приема на работу инвалидов устанавливается работодателям, у которых численность работников превышает 35 человек, в размере согласно нормативно правового акта субъекта Российской Федерации.
Так на основании закона Приморского края № 460-КЗ от 06 марта 2019 года «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите в Приморском крае» для работодателей, численность работников которых составляет от 36 до 100 человек включительно, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов от среднесписочной численности работников.
Для работодателей, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов от среднесписочной численности работников.
Численность работников, которые должны быть трудоустроены в целях исполнения квоты, рассчитывается работодателем ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом исходя из среднесписочной численности работников за предыдущий квартал без учета работников филиалов и представительств в других субъектах Российской Федерации.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.
В случае получения дробного числа, округление производится в сторону уменьшения! При получении значения меньше единицы, округление производится в сторону увеличения.
Размер квоты целесообразно закрепить локальным актом исходя из численности работников по состоянию на последний день месяца отчетного квартала (31 декабря, 31 марта, 30 июня, 30 сентября). Примеры: работодатель с численностью работников более 100 чел. (квота 2%) рассчитал за 1 квартал 2025 года (на 31 марта 2025) среднесписочную численность без учёта работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда 20 чел. *на 2% = 0,40 (увеличиваем в большую сторону до единицы = 1 чел.). У организации с численность более 35 и менее 101 чел. работодатель рассчитал за 1 квартал 2025 среднесписочную численность без учёта работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда 70 чел. * 3% =2,10 (уменьшаем до целого числа = 2 чел.)
В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона № 565-ФЗ работодатели информируют государственную службу занятости о выполнении квоты для приема на работу инвалидов согласно сроков определенных частью 7 статьи 53 информация направляется ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
Информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов предоставляется на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений “Работа в России” по форме № 7, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от 16 апреля 2024 г. № 195н «Об утверждении форм предоставления работодателями обязательной информации, предусмотренной частью 1 статьи 53 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации».
Выполнение работодателем установленной квоты обеспечивается в случаях наличия:
а), заключенного трудового договора с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя. При трудоустройстве одного инвалида 1 группы исполнение квоты считается кратным двум рабочим местам;
б), заключенного трудового договора между инвалидом и иной организацией, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов (далее – иная организация), заключившей соглашение о трудоустройстве инвалида с работодателем, которому установлена квота (далее – соглашение);
в). заключенного трудового договора между инвалидом и индивидуальным предпринимателем, заключившим соглашение;
г), договора возмездного оказания услуг или иного договора с организацией, обеспечивающей для группы организаций выполнение квоты посредством заключения соглашения с иной организацией или индивидуальным предпринимателем, заключенного трудового договора между инвалидом и иной организацией, индивидуальным предпринимателем.
То есть для выполнения квоты не обязательно принимать инвалида к себе в компанию. Возможно заключить соглашение с другим работодателем о том, что он трудоустроит такого работника к себе, а вы компенсируете ему затраты на создание рабочего места, выплату зарплаты.
Работодатель, которому установлена квота (заказчик) самостоятельно или при содействии службы занятости осуществляет подбор исполнителя.
Трудоустройство инвалидов в соответствии с соглашением осуществляется на территории субъекта Российской Федерации, законодательством которого установлена квота по месту нахождения заказчика.
В соглашении определяется численность инвалидов, которые могут быть приняты на работу к исполнителю, условия финансирования расходов на оплату труда инвалидов, условия оборудования рабочего места для инвалидов.
В соглашении определяется способ и сроки финансирования расходов на оплату труда инвалидов, трудоустроенных в счет квоты.
Размер компенсации на зарплату инвалиду, выполнившему месячную норму, не может быть меньше МРОТ, увеличенного на сумму страховых взносов.
Рабочие места должны соответствовать ИПРА.
Типовая форма соглашения приведена в приложении к Правилам заключения соглашений в Постановлении № 709 .
По состоянию на 04 апреля 2025 года заключены 42 соглашения на 129 рабочих мест.
В случае отсутствия кандидатов по вакансии в рамках квоты, эффективным методом является переквотирование – выделение для трудоустройства инвалида другой вакансии в организации. Информацию о наиболее востребованных профессиях среди инвалидов, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных и ищущих работу предоставляются работодателям по запросу.
Поиск среди своих работников, тоже эффективен возможно в организации работает инвалид, и его должность можно закрепить как рабочее место в рамках квоты, внеся соответствующие изменения в локально нормативный акт организации.
Рассмотреть возможность трудоустройство инвалидов по гибкому графику работы на неполный рабочий день, неделю, а также неполную ставку. На дистанционный режим работы. Для работников, являющихся инвалидами I или II группы, предусмотрен режим работы – не более 35 часов в неделю.
Работодатель освобождается от выполнения установленной квоты:
- в случае если работодатели являются общественными объединениями инвалидов и образованными ими организациями, в том числе хозяйственными товариществами и обществами, уставной (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;
- при признании работодателя несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства;
- при уменьшении численности работников до числа работников, при котором квота не устанавливается (менее 36 чел.);
- при отсутствии на учете в государственных учреждениях службы занятости безработных инвалидов, зарегистрированных в качестве ищущих работу соответствующих профессионально-квалифицированным требованиям к вакансиям, заявленным работодателем, либо при отсутствии в субъекте Российской Федерации, где находится работодатель, иных организаций или индивидуальных предпринимателей, готовых заключить соглашение о трудоустройстве инвалида с работодателем.
В соответствии со статьей 39 «Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов» и Федерального закона о занятости 565-ФЗ, и Приказа Министерства профессионального образования и занятости населения Приморского края от 19 января 2024 года № 14 «Об утверждении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов»
Установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждого предприятия, учреждения, организации Приморского края в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов, среднесписочная численность работников которых без учета работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда составляет:
от 35 до 200 человек – одно специальное рабочее место для
трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты;
от 201 до 500 человек – два специальных рабочих места для
трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты;
от 501 до 1000 человек – три специальных рабочих места для
трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты;
превышает 1000 человек – четыре специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, а также одно специальное рабочее место на каждую тысячу работников.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения.
Приказ Минтруда России от 19.11.2013 N685н
“Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности” (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2014 N 3180)
В соответствии со статьёй 40 Федерального закона о занятости населения в Российской Федерации установлена обязанность работодателя создавать инвалидам, принятым на работу, необходимые условия труда в соответствии с ИПРА.
ИПРА имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом, (ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ).
Частью 7 статьи 11 Федерального закона 181-ФЗ, предусмотрено, что отказ инвалида от ИПРА в целом или от реализации ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно- правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно. Для того чтобы документально обосновать правомерность неисполнения обязанности по созданию условий труда в соответствии с ИПРА работодателю целесообразно письменно зафиксировать отказ работника от реализации ИПРА.
В случае наличия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, трудоустройство гражданина будет считаться случаем выполнения квоты для приема на работу инвалидов.