Уважаемые пользователи,
размещаем интернет-интервью на тему:
«Туристический налог»
с Главным государственным налоговым инспектором камерального отдела №1 МИФНС России №12 по Приморскому краю
Ковальчук Оксаной Валерьевной
1 января 2025 года туристический налог введен семью муниципалитетами Приморского края : во Владивостокском городском округе, Уссурийском городском округе, Хасанском муниципальном округе, а так же в Кировском и Ковалеровском районах.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, оказывающие услуги по предоставлению мест для временного проживания граждан в средствах размещения, которые включены в реестр классифицированных средств размещения/, которые находятся у них в собственности и включены в реестр классифицированных средств размещения. Ознакомиться с реестром классифицированных средств размещения, возможно на официальном сайте национальной системы аккредитации.
- Классификация средств размещения осуществляется в соответствии с положением о классификации средств размещения, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также в соответствии с правилами классификации средств размещения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
- (132 ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” ( в ред. от 30.11.2024)
- В соответствии с ПОЛОЖЕНИЕм О КЛАССИФИКАЦИИ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ , утверждённым постановление Правительства
- Российской Федерации от 27 декабря 2024 г. N 1951
- Средства размещения делятся на 4 типа
В соответствии со статьей 418.4 НК РФ налоговая база по туристическому налогу определяется как стоимость услуги по предоставлению мест для временного проживания граждан на объекте размещения без ставки налога и налога на добавленную стоимость.
Сумму налога определяют и предъявляют гражданину – получателю услуг при окончательном расчете с ним исходя из полной стоимости оказанных услуг. Дата фактического получения услуги в средстве размещения и дата ее частичной оплаты значения не имеют .(п. 1 ст. 418.7 НК РФ).
(Если стоимость услуг включает налог, его надо выделить расчетным методом (Письмо ФНС России от 25.12.2024 N СД-4-3/14611@).
Максимальная ставка на 2025 г. – 1% (п. 1 ст. 418.5 НК РФ). Каждый год ставка будет увеличиваться и в 2029 году составит 5%. (в 2025 г. – 1%; в 2026 г. – 2%; в 2027 г. – 3%; в 2028 г. – 4%; в 2029 г. и далее – 5%).
В случае, если исчисленная в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 418.7 Кодекса сумма налога менее суммы минимального налога, рассчитанной как произведение 100 рублей и количества суток проживания, сумма налога определяется в размере минимального налога.
Таким образом, в случае если представительными органами муниципальных образований была установлена налоговая ставка в размере 0%, то сумма туристического налога определяется в размере минимального налога. (письмо Минфином России от 13.02.2025 № 03-05-04-06/1288).
Налогоплательщики, оказывающие услуги по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению, исчисляют налог в отношении таких услуг в размере минимального налог. При этом минимальный налог не исчисляется в отношении услуг по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению, предоставляемых при наличии медицинских показаний, оплата которых осуществляется в рамках государственных заданий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Уплачивайте налог, если вы предоставляли для временного размещения физлиц (в том числе в составе услуг по санаторно-курортному лечению) средства размещения, включенные в специальный реестр (ст. ст. 418.2, 418.3 НК РФ).
На 2025 г. установлены переходные положения на случай, если средство размещения еще не внесено в реестр. На сайте муниципального образования или на сайте его исполнительно-распорядительного органа размещаются сведения о расположенных на его территории средствах размещения. Средства размещения, указанные в этих сведениях, признаются включенными в реестр.
Не включается в налоговую базу стоимость услуг по временному проживанию, отдельным категориям физлиц по договору с ними. К этим лицам относятся (п. 2 ст. 418.4 НК РФ):
- инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды;
- ветераны и инвалиды боевых действий;
- лица, принимающие (принимавшие) участие в СВО, лица, выполняющие (выполнявшие) возложенные на них задачи на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в период проведения СВО;
- лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя РФ или являющиеся полными кавалерами ордена Славы;
- лица, удостоенные званий Героя Социалистического Труда, Героя Труда РФ или награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;
- иные лица, предусмотренные п. 2 ст. 418.4 НК РФ.
Физлицам нужно предъявить документ, подтверждающий их статус (п. 2 ст. 418.4 НК РФ).
Решением Думы г. Владивостока от 31.10.2025 № 501 Установлена налоговая льгота в виде освобождения от уплаты туристического налога:
- Лица, зарегистрированные по месту пребывания и (или) по месту жительства на территории Российской Федерации за исключением летне – осеннего сезона ( с 1 июля по 30 сентября);
- Лица, обучающиеся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения в образовательных организациях, расположенных на территории Владивостокского городского округа, и проживание в связи с обучением в гостиницах таких образовательных организаций.
Рассмотрим порядок исчисления налога в конкретных случаях
Исчисление налога при почасовой оплате
В случае оказания услуг по временному проживанию на период времени менее суток ( несколько часов), а так же при раннем заезде) сумма туристического налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы применительно к услуге по временному проживанию в момент полного расчета с лицом, приобретающим такую услугу.
В случае, если исчисленная в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 418.7 Кодекса сумма налога менее суммы минимального налога, рассчитанный как произведение 100 рублей и количества суток проживания , сумма налога определяется в размере минимального налога.
В соответствии с правилами предоставления гостиничных услуг в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 № 1853, может быть установлена почасовая оплат проживания.
Заселение на несколько часов, равно как и заселение его до установленного времени заезда и позднего выезда признаются оказанием услуг по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средствах размещения.
Учитывая, что глава 33.1 Кодекса не содержат специальных положений по порядку исчисления туристического налога ( минимального налога) при оказании услуг по временному проживанию за неполные сутки, то в отношении услуг по временному проживанию оказываемые на период времени менее суток, а так же услуг по раннему заезду и позднему выезду, туристический налог исчисляется со стоимости таких услуг.
При этом в целях исчисления минимального налога период времени предоставления услуг по временному проживанию при раннем заезде и позднем выезде отдельными сутками не признается.
Отказ от проживания
В случае несвоевременного отказа от бронирования или не заезда потребителя фактически услуга не оказывается. Таким образом, в указанном случае отсутствует объект налогообложения туристическим налогом.
В этой связи со стоимости платы за фактический простой номера в случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или не заезда туристический налог не исчисляется.
Доп услуги_
В соответствии с правилами предоставления гостиничных услуг цена номера, услуги, которые входят в цену номера устанавливаются исполнителем.
В соответствии с правилами исполнитель вправе оказывать иные услуги, не входящие в цену номера.
Таким образом, исполнитель самостоятельно определяет стоимость услуг по временному проживанию и стоимость иных услуг.
В случае если исходя из договора оказания услуг по временному проживанию физических лиц не следует, что инфе сопутствующие услуги выделены из стоимости услуг по временному проживанию физических лиц, то налоговая база определяется исходя из стоимости оказываемой услуги, в том числе с учетом стоимости сопутствующих услуг.
Когда места временного проживания предоставляются нескольким физлицам, возникает вопрос: является ли это одной услугой или же услугу получает каждое лицо отдельно.
От ответа на данный вопрос зависит принцип начисления туристического налога: начисляется он суммарно на всю стоимость услуги, определенную без учета этого налога и НДС, или по каждому физлицу отдельно. Это важно знать в ситуации, когда кто-то из физлиц выступает льготником и встает вопрос о не включении стоимости оказанных ему услуг в налоговую базу.
Места временного проживания могут предоставляться нескольким физлицам в рамках одной услуги – по одному договору на оказание услуг. Это подчеркнул Минфин России в Письме от 17.10.2024 N 03-05-08/100577. В данном случае услугу получает лицо, которое заключило договор на ее оказание, – заказчик.
В зависимости от того, является заказчик по договору льготником или нет, туристический налог либо начисляется, либо нет.
Если заказчик выступает льготником и он документально подтвердил свой статус, туристический налог на стоимость услуг, оказанных ему по договору, не начисляется. Основание – п. 2 ст. 418.4 НК РФ, Письмо Минфина России от 17.10.2024 N 03-05-08/100577.
Если заказчик не относится к льготникам, вся стоимость услуг, оказанных ему по договору (без учета туристического налога и НДС), включается в налоговую базу по туристическому налогу (Письмо Минфина России от 17.10.2024 N 03-05-08/100577).
Поскольку туристический налог рассчитывается исходя из стоимости услуг, при определении минимального налога считайся количество суток проживания применительно к услуге. Такие разъяснения даны в Письме Минфина России от 17.10.2024 N 03-05-08/100577. Количество суток соответствует периоду, в течение которого исполняется договор. Умножать количество суток проживания на количество проживающих физлиц не нужно. Например, если гостиничный номер снят по договору на двух человек на трое суток, количество суток проживания равно 3, а не 6 (2 x 3).
На основании пункта 2 статьи 418.7 Налогового кодекса общая сумма туристического налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисленных в соответствии с пунктом 1 статьи 418.7 Налогового кодекса по услугам, оказанным за налоговый период во всех средствах размещения, принадлежащих налогоплательщику, расположенных на территории муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, в текущем налоговом периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса).
Предъявление суммы туристического налога лицу, приобретающему услугу по временному проживанию, а также выделение суммы туристического налога в расчетных документах Налоговым кодексом не предусмотрены.
Налог уплачивается ежеквартально в составе ЕНП (ст. ст. 418.6, 418.8 НК РФ).
Срок уплаты – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (ст. 418.8 НК РФ).
Если эта дата попадает на выходной, нерабочий праздничный и (или) нерабочий день, то уплатить налог нужно не позднее ближайшего следующего за ним рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
По итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения средства размещения в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом
В случае учета налогоплательщика в нескольких налоговых органах по месту нахождения средств размещения, расположенных на территории муниципального образовании, налогоплательщик вправе выбрать налоговый орган на территории муниципального образования, в который будет представляется налоговая декларация, направив уведомление о выборе налогового органа в налоговые органы по месту нахождения средств размещения на территории муниципального образования
Для этого необходимо подать специальное уведомление. Форма уведомления, порядок заполнения, формат представления в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 05.11.2024 N ЕД-7-3/993@.
Срок подачи уведомления – 30 дней до установленного срока представления декларации.
Уведомление подается однократно, кроме случаев реализации или иного выбытия объекта размещения.
В случае если у налогоплательщика имеется несколько средств размещения, включенных в реестр классифицированных средств размещения, но при этом услуги по временному проживанию в одном из указанных средств размещения фактически не оказываются в течение налогового периода, то отражение информации по данному средству размещения за этот налоговой период в налоговой декларации по туристическому налогу не требуется.
В случае если физическому лицу или организации на праве собственности или на ином законном основании принадлежат средства размещения, включенные в реестр классифицированных средств размещения, но в которых фактически не оказываются услуги по временному проживанию физических лиц, то представление налоговой декларации по туристическому налогу в отношении таких средств размещения не требуется. Указанная позиция согласована Минфином России письмом от 10.03.2025 № 03-05-04-06/23022.
Туристический налог, который вы исчислили со стоимости услуг по временному проживанию, не требуется выделять в кассовых чеках, бланках строгой отчетности (Письмо Минфина России от 17.10.2024 N 03-05-08/100577).
В доходы по налогу на прибыль не включаются в сумму туристического налога, предъявленную физлицу в стоимости услуги по временному проживанию (пп. 2 п. 1 ст. 248 НК РФ).
Уплаченный туристический налог не учитывается и в расходах по налогу на прибыль (п. 4 ст. 270 НК РФ).
При УСН с объектом “доходы” туристический налог не учитывается (п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.18 НК РФ).
При УСН с объектом “доходы минус расходы”, не включается туристический налог ни в доходы, ни в расходы (п. 1 ст. 346.15, пп. 22 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.18 НК РФ).