Уважаемые посетители сайта! Размещаем интернет-интервью с начальником отдела урегулирования задолженности УФНС России по Приморскому краю Евгенией Васильевной Павловой на тему: «Порядок предоставления отсрочек-рассрочек»
Для налогоплательщиков важно чтобы налоговые органы предлагали различные способы урегулирования задолженности и часто обращаются с вопросом «В компании есть задолженность, но в данный момент нет возможности её погасить».
Главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено изменение сроков уплаты налогов в форме:
- отсрочки до 1 года (единовременная уплата налога по окончании срока действия отсрочки)
- рассрочки до 3 лет (постепенная уплата сумм в соответствии с графиком).
Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- причинение заинтересованному лицу ущерба в результате стихийного бедствия или технологической катастрофы (пп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ);
- непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица – получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд (пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ);
- угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога (пп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ);
- производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер (пп. 5 п. 2 ст. 64 НК РФ);
- невозможность единовременной уплаты суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки (пп.7 п.2 ст. 64 НК РФ). Однако по данному основанию изменение срока уплаты налогов возможно только в форме рассрочки в случае подачи соответствующего заявления не позднее 10 рабочих дней после вступления в силу решения по результатам налоговой проверки.
Для рассмотрения вопроса о возможности получения отсрочки или рассрочки необходимо обратиться в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту учета (если сумма по заявлению менее 10 млн. рублей) либо Межрегиональную инспекцию ФНС России по управлению долгом (если сумма по заявлению более 10 млн. рублей).
Заявление подается в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика либо по телекоммуникационным каналам связи.
При этом в обязательном порядке необходимо представить следующие документы:
- заявление (рекомендуемая форма утверждена Приложением № 1 к Порядку предоставления налоговыми органами отсрочки, рассрочки по уплате задолженности по налогам, сборам и страховым взносам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и (или) налогов, сборов, страховых взносов, срок уплаты которых не наступил, инвестиционного налогового кредита, утвержденному приказом ФНС России от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1134@);
- справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств (драгоценных металлов) за каждый месяц из предшествующих подаче заявления шести месяцев по счетам в банках;
- справки банков о наличии расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;
- справки банков об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на всех счетах в банках;
- перечень контрагентов – дебиторов с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами – дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения;
- документы, подтверждающие заявленное основание.
Ошибки, допускаемые налогоплательщиками, на первоначальном этапе подачи заявления, в связи с чем заявление отклоняется налоговым органом без рассмотрения:
- Заявление подано не по форме, либо утвержденная форма неверно заполнена, например неверно заполняют основания, предусмотренные ст.64 Кодекса;
- Отсутствие справок о ежемесячных оборотах и об остатках денежных средств на всех счетах в банках. Очень часто налогоплательщики подразумевают, что обязательны к предоставлению сведения от кредитных организаций только в отношении так скажем активных (основных) расчетных счетов. Это неверно, в связи с чем рекомендуем использовать данные Личного кабинета, в котором отражены все счета налогоплательщика и сведения по которым будут проверяться налоговым органом;
- Желание получить отсрочку/рассрочку на весь долг, без фиксации суммы. Долг растет в период рассмотрения заявления, налогоплательщики часто отзывают заявление и предоставляют на большую сумму. Либо налогоплательщик включает в заявлении предстоящие платежи, по которым еще нет сведений в налоговом органе.
- Не предоставление документов, подтверждающих основание по которому налогоплательщик претендует от отсрочку (рассрочку).
Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки будет рассмотрено налоговыми органами в течение 10 рабочих дней. При этом налоговый орган вправе продлить срок рассмотрения на 20 календарных дней.
О принятом решении заинтересованному лицу сообщается в письменном виде.
Документы, подтверждающие основания предоставления отсрочки (рассрочки), указаны в ст.64 Кодекса
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в пп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ (причинение заинтересованному лицу ущерба в результате стихийного бедствия или технологической катастрофы), прилагается акт оценки причиненного заинтересованному лицу ущерба в результате стихийного бедствия или технологической катастрофы, составленный органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованным лицом – получателем бюджетных средств по основанию, указанному в пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, заинтересованным лицом, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.
Наличие основания, указанного в пп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ (угроза банкротства), устанавливается налоговыми органами по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, произведенного в строгом соответствии с Методикой проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.03.2023 № 169.
При проведении анализа финансового состояния применяются два метода: стандартный, при котором используются имеющиеся у налогового органа данные о заинтересованном лице и углубленный, при котором используются дополнительные сведения, представленные заинтересованным лицом.
При использовании стандартного метода вывод о наличии в отношении заинтересованного лица угрозы банкротства делается, если сумма обязательств больше одной четвертой (одной второй – для стратегических предприятий и организаций и субъектов естественных монополий) валового дохода и меньше валового дохода, пропорционального периоду отсрочки или рассрочки.
Углубленный метод используется, если при использовании стандартного метода не сделан вывод о наличии в отношении заинтересованного лица угрозы банкротства
Согласно пункту 6 Методики при использовании углубленного метода анализируются сведения:
1) о денежных потоках в соответствии с показателями, предусмотренными отчетом о движении денежных средств в целом за период времени и за каждый календарный месяц периода времени, включающего двенадцать календарных месяцев до подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки и календарные месяцы прогнозного срока отсрочки или рассрочки (далее соответственно – анализируемый период, календарный месяц анализируемого периода);
2) об общем размере всех просроченных долгосрочных и краткосрочных обязательств с выделением отрицательного сальдо единого налогового счета на начало и конец анализируемого периода, а также на конец каждого календарного месяца анализируемого периода.
Кроме того у налогоплательщика будут запрошены дополнительные сведения о финансово-хозяйственной деятельности.
К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в пп. 5 п. 2 ст. 64 НК РФ (сезонность), прилагается составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов (Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.1999 № 382 «О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения»).
Получить рассрочку по такому основанию, как невозможность единовременной уплаты суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки, возможно при одновременном соблюдении следующих условий:
- сумма поступлений денежных средств на счета в банках за 3 месяца, предшествующие подаче заявления, меньше суммы краткосрочных обязательств (с учетом подлежащих уплате доначисленных сумм по результатам налоговой проверки), уменьшенной на величину доходов будущих периодов, по сведениям представленной в установленном порядке в налоговый орган бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;
- со дня создания организации до дня представления заявления прошло более одного года;
- организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
- заявление подано не позднее 10 рабочих дней после вступления в силу решения по результатам налоговой проверки;
- соответствующее решение налогового органа по результатам налоговой проверки не обжалуется в соответствии с главой 19 Кодекса на момент подачи заявления о рассрочке;
- представлено обеспечение (банковская гарантия).
Когда все документы проверены, основания предоставления отсрочки/рассрочки подтверждены, налоговый орган принимает решение о предоставлении отсрочки/рассрочки .
При отсутствии в течение 30 календарных дней, следующих за днем принятия решения о предоставлении рассрочки, заключенных договора залога имущества в соответствии со статьей 73 Кодекса, договора поручительства в соответствии со статьей 74 Кодекса, предоставленной банковской гарантии в соответствии со статьей 74.1 Кодекса, решение о предоставлении отсрочки/рассрочки по уплате задолженности по налогам не вступает в силу.
Таким образом предоставление отсрочки/рассрочки можно сказать делится на два этапа, первый этап это предоставление налогоплательщиком документов и принятие налоговым органом решения о предоставлении отсрочки/рассрочки и второй этап –предоставление соответствующего обеспечения и вступление решения в силу.
С информацией можно ознакомится на сайте ФНС России налог.гов. ру, кроме того на сайте расположен Интерактивный помощник в получении рассрочки по уплате налогов.