Интернет-конференция с Класоном Михаилом Юрьевичем – начальником отдела контроля антимонопольного законодательства Управления Федеральной Антимонопольной службы России по Приморскому краю на тему: “Основные нарушения требований законодательства о защите конкуренции при проведении закупок в 2023 году в Приморском крае”

Уважаемые посетители сайта!

Размещаем интернет-конференцию с Класоном Михаилом Юрьевичем

– начальником отдела контроля антимонопольного законодательства

Управления Федеральной Антимонопольной службы России по Приморскому краю

на тему:

“Основные нарушения требований законодательства о защите конкуренции при проведении закупок в 2023 году в Приморском крае”

Антиконкурентные соглашения на торгах

Соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме;

Недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

По состоянию на 01.11.2023 за отчетный период Приморским УФАС России возбуждено 6 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в части заключения антиконкурентного соглашения и участия в нем.

4 из них связаны с нарушениями на торгах, 2 на иных товарных рынках.

Сложившиеся соотношение нарушений антимонопольного законодательства является типичным для настоящего времени.

При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее – запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; (Заточка, координирование, «невыполнимые» условия контракта)

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; (Заблаговременное информирование)

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

  1. Наряду с установленными частью 1 статьи 17 ФЗ «О Защите конкуренции» запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
  1. Запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
  1. Нарушение правил, установленных статьей 17 ФЗ «О защите конкуренции», является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Антимонопольный орган вправе обратиться в суд с иском о признании торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными при условии, что проведение таких торгов, запроса котировок, запроса предложений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов

Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

  • повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; (Участие без снижения, «таран» и.т.д.)
  • разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); (распределение лотов между участниками).

Последствия установления факта сговора на торгах:

  • Расторжение контракта, признание торгов недействительными;
  • Привлечение к ответственности лиц участвующих в сговоре в порядке статьи 14.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, а также статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Ответственность за заключение и участие в антиконкурентном соглашении

Для Заказчика и хозяйствующих субъектов при нарушении ст.11, 17:

Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
(ст. 14.32 КоАП РФ)

Для должностных лиц Заказчика и хозяйствующих субъектов при нарушении ст.11, 17:

Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового. (ст. 178 УК РФ)

Как смягчить или освободиться от ответственности за сговор?

Лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации), добровольно заявившее в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий, освобождается от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 – 4, 6 и 7 настоящей статьи, при выполнении в совокупности следующих условий:

1) на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

2) лицо отказалось от участия или дальнейшего участия в соглашении либо от осуществления или дальнейшего осуществления согласованных действий;

3) представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Освобождению от административной ответственности подлежит лицо, первым выполнившее все условия, предусмотренные настоящим примечанием.

Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления. (примечание к ст.178 УК РФ).

Исходя из анализа практики Приморского УФАС России, наиболее частные нарушения на торгах происходят в сфере закупок медицинских расходных материалов, медицинского оборудования, а также  строительства дорог.

Заключение контрактов с единственными поставщиками

Основания проведения закупки у единственного поставщика

Перечень оснований проведения Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) указан в статье 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Наиболее распространенными основаниями для проведения такой процедуры являются:

  1. осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей (не превышая 10% от годового объема закупок и не более 50млн. рублей.)
  2. осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи.

Наиболее частые нарушения при заключении контракта с единственным поставщиком

  1. Дробление

Разделение одного контракта на определённое количество более мелких контрактов с целью заключения их с определенным поставщиком без конкурентной процедуры.

Признаки дробления:

  • Наличие повторяющегося (однородного) объекта закупки в нескольких договорах.
  • Малый интервал времени между однородными контрактами.
  • Заключение контрактов с определенными поставщиками.

Контролирующий орган может признать действия заказчика неправомерными, а контракты — недействительными. Вследствие чего деньги поставщику выплачены не будут.

Завышение НМЦК

Заключение контракта на поставку товаров существенно превышающих среднюю цену на соответствующем товарном рынке.

Фиктивная поставка

Заключение контракта с единственным поставщиком, а также последующее фиктивное «принятие» непоставленных/невыполненных товаров(работ, услуг).

Неправильный выбор способа определения поставщика

Применение ненадлежащего обоснования проведения закупки с единственным поставщиком при отсутствии такового в действующем законодательстве.

На что обращает внимание антимонопольный орган.

Цена контракта.

Соответствие обоснования заключения контракта и фактических обстоятельств.

Стоимость отдельных позиций контракта.

Отдельно стоит обратить внимание, что действия заказчиков по заключению нескольких контрактов на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в целях закупки работ/услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, выполнение которых предусмотрено единой проектной документацией, либо в рамках конкретного раздела проектной документации, фактически являются уходом от проведения конкурентных процедур и нарушают требования Закона о контрактной системе, а также могут быть квалифицированы как нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Ответственность за нарушения при заключении контракта с единственным поставщиком

Согласно части 4 статьи 7.29 КоАП РФ, принятие решения о размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере ста тысяч рублей.

Наиболее распространенной сферой закупок при которых совершаются нарушения антимонопольного законодательства в данной части является закупка запасных автомобильных частей, ремонт и обслуживание техники, иные работы с относительно небольшой начально-максимальной ценой контракта.

 

 

 

Прокрутить вверх