«Профессиональным жалобщикам» приходит конец?

Одной из наиболее значительных проблем являются так называемые «профессиональные жалобщики» – недобросовестные участники торгов, своими действиями блокирующие возможность заключения контрактов своим конкурентам.

Проблема эта весьма серьёзна, поскольку наносит значительный вред действующей системе государственных и муниципальных закупок.

По сути, первые серьёзные шаги, нацеленные на противодействие «жалобщикам», стали возможны после значительных изменений, внесенных в законодательство о контрактной системе в 2021-2022 годах. Это стало одной из тем публичных обсуждений результатов работы Приморского Управления Федеральной антимонопольной службы России, которое не так давно состоялось на площадке компании «Базис».

О том, как именно сегодня проводится защита интересов государства и добросовестных участников рынка, что ставится «во главу угла» органами, контролирующими эту сферу, редакция газеты ВИП попросила рассказать заместителя руководителя Приморского УФАС России Андрея Владимировича Ни.

 

– Андрей Владимирович, изменения, произошедшие в «контрактном» законодательстве РФ, в частности, нацелены на борьбу с таким «бичом» заказчиков и участников закупок как «профессиональные жалобщики». Что можно сказать об этом с точки зрения антимонопольной службы?

 

111 Базис

– На мой взгляд, это едва ли не самое главное, самое основное изменение: подача жалоб стала возможной исключительно посредством ЕИС – единой информационной системы. Благодаря этому нововведению стало меньше «профессиональных жалобщиков».

Как вы знаете, годами ФАС и крупные заказчики на различных площадках обсуждали проблему «профессиональных жалобщиков», которые фактически терроризировали участников, подавая большое количество жалоб, не давая работать, затрудняя процедуру проведения закупок.

Сообществом участников торгов на протяжении многих лет велось обсуждение методов борьбы с этим. На практике известны случаи, когда предприниматели не могли участвовать в госзакупках из-за того, что было большое количество жалоб. При этом жалобщики, как обычно, «работали» анонимно.

Ситуация усугублялась тем, что антимонопольный орган в любом случае был обязан принять жалобу к рассмотрению и до завершения этого рассмотрения фактически заблокировать какую-либо работу по закупке, на которую подавалась жалоба. От чего страдали и покупатель, и продавец.

С 1 января 2022 года ситуация кардинально поменялась. Жалобы подаются исключительно посредством единой информационной системы. Наша статистика показывает, что количество подаваемых в антимонопольный орган жалоб снижается. Так, за текущий период 2022 года в Приморское УФАС России было подано 367 жалоб, что значительно меньше, чем в 2021 году. Из них было рассмотрено на текущую дату 253 жалобы…

 

– А сколько было в прошлом году?

 

– В 2021 году мы получили почти вдвое больше – 611 жалоб. Из них было рассмотрено 482 жалобы.

 

– Какими были результаты рассмотрения?

 

– Признаны обоснованными в 2022 году – 112, в 2021 году – 197. Необоснованными в 2022 году признана 141 жалоба, в 2021 году – 285 жалоб. То есть, как вы видите, количество жалоб сократилось, так скажем, достаточно значительно.

Но я хочу особо обратить внимание ваших читателей: причина снижения количества необоснованных претензий заключается не только в том, что контролирующие органы перестали рассматривать «анонимки».

Дело в том, что в системе госзакупок появилась ещё и своего рода «универсальная предквалификация» – теперь в закупках ценой от двадцати миллионов рублей могут участвовать только компании, имеющие опыт не менее 20% от цены контракта, то есть не менее четырех миллионов рублей.

Если цена контракта, скажем, пятьдесят миллионов рублей, то соответственно участвовать могут компании, имеющие предшествующий опыт закупок на суммы не менее десяти миллионов рублей. Это нововведение обусловлено с одной стороны желанием, чтобы в закупках участвовали более квалифицированные поставщики, с другой стороны это также средство поставить заслон «профессиональным жалобщикам», цель которых препятствовать проведению процедуры.

В случае отсутствия указанной информации жалоба признается не соответствующей требованиям, и заявителю отказывается в её рассмотрении. Я думаю, что значительное снижение числа жалоб, подаваемых не по делу – только начало и это ещё далеко не предел. Тем более что, как показывает наша практика, основная масса ошибок и нарушений, допускаемых участниками госзакупок, не является чем-то вроде злонамеренных действий.

 

– Вы хотите сказать, что если оставить «за скобками» факты реального сговора между участниками госзакупок, всё остальное – не более чем ошибки, порожденные недостаточной юридической грамотностью покупателей и продавцов?

 

– В больше степени, да. Мы постоянно с этим сталкиваемся и давно уже пришли к выводу, что чаще всего причиной недочетов, как правило, легко устраняемых в результате действий контролирующих органов, являются простые человеческие ошибки. Где-то что-то не учли, где-то неправильно применили нормы действующего законодательства и так далее.

 

– Приходилось слышать о том, что даже в случае возврата жалобы контролирующие органы всё равно проводят в отношении заказчика внеплановую проверку. Как это вяжется с защитой интересов заказчиков и участников от «профессиональных жалобщиков»?

 

– Действительно, в случае даже если срок подачи жалобы пропущен, либо лицо, её выдвинувшее, не соответствует требованиям основного закона, всё равно УФАС имеет полное право самостоятельно принять решение о проведении внеплановой проверки – в соответствии с положениями статьи 99 закона 44-ФЗ.

На первый взгляд, получается, что «профессиональный жалобщик» в каждом таком конкретном случае добился своей цели. Но это далеко не так. Во-первых, ему не удалось сорвать или затормозить закупку. Во-вторых, решение о внеплановой проверке может быть принято, но это не значит, что такое решение обязательно будет! Прошу понять: обоснованием для подобной проверки не всегда является жалоба, скорее, говорить нужно о каких-то вопросах, появившихся у контролирующего органа.

При этом необходимо отметить, что не все нарушения при проведении закупочных процедур подпадают под контроль именно антимонопольного органа. Так, например, частью 8 статьи 99 № 44-ФЗ ряд вопросов закреплен за органами внутреннего государственного муниципального финансового контроля. Например, обоснование начальной цены контракта или порядок приема товара, выполнение работ. При этом хочется отметить, что после заключения контракта антимонопольный орган не имеет права выдавать предписание, что прямо закреплено в Постановлении Правительства № 1576.

 

– Анализ жалоб, поступающих в региональные отделения ФАС России летом 2021, выявил интересный факт. Одна из самых распространенных тем обращений – неверная работа с дополнительными требованиями к участникам закупок. Причем ошибаются как заказчики, так и поставщики.

 

– Это действительно так, причем даже упрощение и коррекция законодательства, произведенная в результате последних изменений, пока ещё не снизила количество подобных ошибок.

Скажем, одна из самых распространенных – заказчики «забывают» установить дополнительные требования. Получается, что они или не знают о требованиях, или же намеренно не указывают их в закупке, лоббируя интересы конкретных компаний, которые не соответствуют критериям Постановления от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг..», действующего до 2022 года, а в настоящее время критериям Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд…». Например, участник закупки на строительство капитальных объектов с начальной ценой от 10 млн руб. должен иметь минимум один исполненный госконтракт на сумму не ниже 50% от цены текущей закупки, копию документа о приемке и разрешение на ввод здания в эксплуатацию.

Несмотря на то, что Постановление разработано специально, чтобы сложные работы выполняли проверенные компании, подать заявку может любой, даже недавно зарегистрированный ИП! Последствия такой ошибки велики: в закупке участвуют ненадежные компании, без нужной квалификации, растет нездоровая конкуренция, участники демпингуют, от чего в будущем страдает качество работ.

В качестве конкретного примера могу привести Решение Управления ФАС по Приморскому краю от 17.08.2021 № 025/06/64-1003/2021. Если коротко, то одна из местных компаний пожаловалась на районную администрацию, объявившую закупку на ремонт участка автомобильной дороги «Верхний Перевал — Ясеневый» с начальной ценой чуть больше 10 млн руб.

Заказчик не требовал от потенциальных подрядчиков подтвердить опыт. Однако п. 2.3 Приложения №1 к Постановлению № 99 требует от участника закупки на ремонт федеральных автодорог дороже 10 млн рублей иметь опыт успешно исполненного контракта стоимостью не меньше 20% НМЦ текущей закупки.

После проведения внеплановой проверки, комиссия УФАС Приморского края согласилась: в этой закупке нужно соблюдать требования к участникам по Постановлению № 99.  В итоге заказчик получил штраф, а аукцион вернули на стадию подачи заявок.

Ещё один пример ошибок – заказчики неверно трактуют предмет закупки и устанавливают неправомерные, избыточные требования к исполнителю контракта. Скажем, путают «текущий» и «капитальный» ремонт, не обращают внимания, что цена закупки ниже установленной в постановлении или берут за основу старую редакцию документа.

Как вариант: заказчики выставляют требования, в которых допускают ошибки. Да, бывает так, что Постановление № 2571 действительно распространяется на объект закупки, но заказчики выбирают не те требования и запрашивают от участников больше, чем предписывает закон.

 

Как можно объяснить появление таких ошибок?

 

– Нарушение можно объяснить субъективным фактором: заказчики путаются в пунктах Приложений, которые по описанию похожи. Надо обладать знанием специфики предмета закупки, чтобы не ошибиться, например, отличать линейный объект от нелинейного, капитальное строение от некапитального; быть внимательным в вопросе закупок объектов культурного наследия, где множество нюансов; разбираться в оказании транспортных услуг. Только при наличии полной информации о запрашиваемых работах или услугах можно верно определить, какая из норм Постановления № 2571 должна применяться в конкретной закупке.

Если заказчик перепутал Приложения, он может неправомерно отклонить поставщиков или, наоборот, допустить к закупке не тех.

Ещё один, достаточно характерный пример нарушения: известно, что с 1 мая 2022 года увеличены размеры обязательств по одному договору строительного подряда. «Порог» увеличился с трех до десяти миллионов рублей, то есть, выросло число работ, которые вправе выполнять заказчик, не имеющий членства в СРО – саморегулируемой организации. Но, в нарушение требований закона заказчики устанавливают срок в соответствии со старой редакцией Градостроительного Кодекса. Когда начальная максимальная цена превышает три миллиона рублей, но не превышает десять миллионов рублей. Также является нарушением, если заказчики устанавливают требования о наличии членства в СРО при проведении текущего ремонта, хотя это противоречит самой диспозиции данной статьи.

Очень много нарушений встречается в описаниях объектов, которые не соответствуют требованиям КТРУ – каталога товаров, работ, услуг. Скажем, заказчики часто включают собственное описание объекта закупки, например, когда приобретают медоборудование.

 

– А в чем здесь нарушение? Думаю, не ошибусь, если скажу, что спектр существующего медицинского оборудования весьма широк, и даже незначительные отличия в технических характеристиках могут иметь большое значение для лечения конкретных заболеваний.

 

– Да, заказчики медицинского оборудования объясняют допущенные нарушения тем, что если давать описание товаров по Каталогу, то исполнитель поставит товар, который не отвечает целям заказчика, целям его использования. Но формально будет прав, и контракт формально окажется выполненным.

Тем не менее, отсутствие необходимых заказчику характеристик в позиции КТРУ при ее фактическом соответствии объекту закупки не может рассматриваться в качестве основания для неисполнения требований Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Потому что Каталог товаров, работ, услуг создан для унификации осуществляемых закупок, удаления из условий закупок избыточных требований, являющихся препятствием для формирования конкурентной среды на рынке предложения товаров. Каталог обеспечивает упрощение процедуры закупок, поскольку у заказчика отсутствует необходимость самостоятельно отбирать необходимые характеристики, отвечающие его требованиям, но так, чтобы не ограничивать конкуренцию. Поставщик же ориентируется на тот товар, работу, услугу, которая соответствует именно тем показателям, что внесены в Каталог. Все это, в совокупности, приводит к рациональному расходованию бюджетных средств, достижению поставленных результатов закупок, повышению уровня развития конкуренции на рынке, и как следствие, обеспечивает гарантированную реализацию региональных и национальных проектов.

Каталог постоянно дополняется, совершенствуется и уточняется уполномоченными на это государственными органами. Таким образом, законодатель идет по пути приведения описания всех объектов закупки в соответствие с положениями КТРУ.

 

– Андрей Владимирович, большое спасибо Вам за ответы на наши вопросы.

 

К. ЛЫКОВ, корреспондент.

Прокрутить вверх